Вечная суббота

С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. (Лук.14:25-33)

Одно из первых решений, которые мы принимаем, как ученики Христа — это решение отрешиться от всего. Мы понимаем, что Иисус здесь не призывает нас ненавидеть свою семью. Иисус говорит, что если в жизни для нас есть что-то важнее, чем Он, что-то важнее, чем Бог, то мы просто не сможем быть Его учениками, мы не сможем быть христианами. Это должно быть взвешенное, обдуманное решение.

Давайте подумаем, что значит отрешиться от всего.

Отрешенный человек — как вы его себе представляете? Ему безразлично, что происходит, он витает в облаках. Он где-то там, в своих мыслях. Вот пример, который дает Иисус. Нам нужно быть отрешенными от ценностей этого мира, от суеты вокруг нас. Иметь прямой канал связи с Богом.

Это значит сделать все области нашей жизни подчиненными Богу. Нашу работу, деньги, машины, квартиры, дачи, детей, родственников, деньги — все чем ты владеешь и что дорого для тебя, все это сделать второстепенным по отношению к Богу. По отношению к тому, что важно для Него и для Его царства.

И все мы приняли такое решение. Почему? Потому что мы понимаем, что Бог знает лучше. Он — тот царь с 20 тысячами, Он любящий Отец. Против Него бесполезно идти. Он приготовил для нас самое лучшее будущее, но чтобы прийти в это будущее, необходимо полностью подчиниться Ему. Потому что часто мы не будем понимать, как лучше. Часто нам будет хотеться чего-то, что совсем не полезно нам. Если вы хотите последовать за Христом — это решение, которое рано или поздно нужно будет обдумать.

Если вы уже давно в Церкви, давно следуете за Христом, то для вас будет хорошо вспомнить об этом. Я просто хочу напомнить вам, что мы с вами приняли это решение. Отрешиться от всего ради Бога, ради взаимоотношений с Ним, ради Его Царства.

И это невероятно здорово. Это самое лучшее и самое важное решение, которое только можно принять. Но вот важный вопрос — мы решение такое приняли, но следуем ли мы ему? Продолжаем ли мы быть отрешенными от всего? Или это уже миф?

Это очень сложно быть отрешенным. Я почувствовал, что честно говоря, я утопаю в суете. У меня удивительная работа, я работаю на церковь, но при этом, у меня так много каких-то дел, которые заставляют меня переживать, постоянно думать о них, решать какие-то вопросы. Есть какие-то административные вещи, мероприятия студентов, тренировки, команда пения, переезд, ремонт.

Я думаю, у вас в жизни тоже есть о чем переживать. У вас есть дети, квартирный вопрос, работы, дачи, машины у кого-то родственники, проблемы со здоровьем. Я могу долго перечислять. Помимо этого реклама. Успех! Вот в каких квартирах живут успешные люди, вот какой сок они пьют. Вот чем они детей кормят. Вот куда они в отпуск едут. Вот на каких машинах они ездят. На работе мы каждый день сталкиваемся с людьми, которые еще не отрешились от всего этого. И они тоже заражают нас этими «ценностями». Им хочется всего этого, они об этом говорят.

Вот в чем опасность — как фарисеи в то время перестали думать о главном, мы также можем перестать думать о Боге и погрузиться в суету. Перестать быть отрешенными и начать исполнять правила. Перестать искать Бога ежедневно.

То, в чем Иисус обвинял фарисеев, помните? Лицемеры! Вы говорите одно, а делаете вообще другое. Вместо открытого для Бога и людей сердца есть только исполнение заповедей.

Я хочу поговорить с вами об одной ветхозаветной заповеди, о которой, мне кажется, мы забываем с вами. Это единственная заповедь, которую приятно исполнять, но мы ее забываем. Почему? Ну мы-то по новому завету живем! У нас же есть чем гордиться, да? Мы же за Христом следуем!

Помните, что сказал Иисус:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (Матф.5:17)

Правда в том, что с пришествием Христа заповеди ветхого завета видоизменились. Они не перестали быть актуальными, они стали еще сильнее. Помните, что Иисус говорил: «Написано не прелюбодействуй, а ты не просто не совершай этого греха, но всякий кто посмотрит с вожделением, уже прелюбодействовал». То есть не просто не греши, а даже не допускай это в своем сердце. Вложи свое сердце, делай это для Бога. Вот, что важно. Если ваша праведность не превзойдет праведность фарисеев, вы не попадете в царство. Иисус призывает превзойти сухое исполнение закона и приложить к сердцу. Не перестать исполнять заповеди, но делать даже больше, чем они говорят.

Так вот еще раз, есть одна заповедь, которую на самом деле приятно исполнять, но мы о ней как-то забываем, как раз потому что мы нашли в голове простой ответ. Это заповедь о субботе.

Отрывок из ветхого завета:

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (Исх.20:8-11)

Интересно, что другие заповеди не так сильно объясняются. Всего лишь одна строчка — не кради, не прелюбодействуй. Здесь 4 стиха, подробное объяснение. Думаю, это важно для Бога.

Не делай никакого дела. Это день, посвященный Богу.

Каждый седьмой день, суббота, был днем святого покоя, когда запрещалось работать. Это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В субботу запрещалось зажигать огонь, необходимую для субботы пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в «день перед субботой» . В субботу нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны и дров являлись нарушением предписаний о субботе. Пророк Амос упоминает перерыв в деловой жизни, а Иеремия указывает на «носить ношу». Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью. Но основополагающий смысл субботы заключался в том, что это был день отрады, в который израильтяне собирались вместе для вознесения хвалы Господу и богослужения. Ежедневная жертва всесожжения удваивалась, а в святилище возлагали новые хлебы предложения.

Вот основной смысл — богослужение и вознесение хвалы Богу. Каждую неделю. Если ослушался — смертная казнь. Это серьезно. Бог очень хотел, чтобы израильтяне не забыли о Нем.

Также, как Иисус принес новое отношение к старым заповедям, Он также принес новое отношение и к субботе.

Однажды Иисус шел в субботу через поле. Его ученики проголодались и стали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: «Смотри, Твои ученики делают то, чего нельзя делать в субботу!» «А разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и люди его голодали? — спросил их Иисус. Что он вошел в дом Божий и ел жертвенный хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни его людям, а одним только священникам? Или вы не читали в Законе Моисея, что по субботам священники в Храме нарушают субботу, но это не считается виной? Говорю вам: здесь нечто большее, чем Храм! А если бы вы знали, что значат слова: „Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений ”, вы бы не стали осуждать неповинных. Ведь Сын человеческий — господин над субботой». (Матф.12:1-8)

Если дальше читать, там история про то, как Он исцеляет человека в храме в субботу, опять же показывая, что добрые дела можно и нужно делать в субботу.

Раввины знали, что суббота «дана для наслаждения, а не для боли», но поскольку, по их убеждению, заповедь о субботе значит столько же, сколько все остальные заповеди вместе, они сопроводили ее исполнение особенно скрупулезными предписаниями. На основании 39 видов работ, упоминаемых в связи с сооружением скинии (Исход 26), раввины составили перечень тех видов деятельности, которые запрещены в субботу. Перечень включал всякую ремесленничную работу, создание нового предмета путем соединения (например, склеивание) или путем разъединения (например, срывание плодов), перенос поклажи, ходьбу, верховую езду и езду на расстояние, превышающее субботний путь (примерно 1 км). Вместе с тем книжники изыскивали спекулятивные возможности обойти отдельные запреты. Например, можно было купить что-либо, но при этом не оплачивать покупку в тот день и не упоминать об оплате; на седло осла можно было положить мехи с водой, чтобы таким образом предпринять поездку «на воде», что не подлежало запрету. В результате такого чисто внешнего соблюдения заповеди суббота, как средство общения с Богом и знак зависимости от Него, была полностью обесценена.

Вот почему Иисус хотел переломить этот стереотип о субботе. Как мы читали, главный ее смысл — это день, посвященный Богу. Говоря, что Сын человеческий — Господин субботы, Иисус показал, что вот в чем суть посвящать все свое время, всю свою жизнь, все дни недели Богу. Именно так Он Сам и поступал.

А как мы с вами? Мне лично нравится идея, что я — господин субботы. Опять же, есть даже гордость, я же ученик Христа, у меня вся жизнь посвящена Ему. Мы решили, что мы господа субботы, поэтому мы занимаем его своими интересами. Мы говорим — ну мы же ученики, вся наша жизнь посвящена Христу. Чего мелочиться? У меня вечная суббота!

А так ли это? А если глубже копнуть? А в чем сегодня это проявилось, а вчера как твой день был посвящен Богу? А ты хоть Библию открыл сегодня? А помолился ли ты? Кому ты рассказал о Боге?

Я каюсь, у меня были дни, когда я вообще забывал почитать Библию даже. Утром поздно встал, на бегу помолился, вечером пришел уставший, стал что-то в интернете смотреть, в игрушки поиграл, с женой пообщался. Заснул. Все.

Братья и сестры, я не верю, что такой день можно назвать посвященным Богу.

Давайте вернем смысл заповеди о субботе! Давайте снова станем отрешенными. Отрешенными в хорошем смысле. Отрешенными от суеты, мирских ценностей. Пусть те заботы, которые у нас есть, не закрывают от нас Бога. Давайте не дадим суете поглотить нас.

Хочу привести вам наглядный пример из Библии о двух женщинах — сестрах.

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. (Лук.10:38-42)

Две героини в этой истории — Марфа и Мария. Кто здесь отрицательный герой? Марфа. Нет, она тоже положительный герой. Чего в ней положительного? Она приняла в дом Иисуса? Приняла! Явно она была старшей. Потому что дом ее, так написано. Что еще хорошего — кормит Иисуса. Позаботилась о большом угощении. Более того, она Иисуса тоже называет Господом. Еду надо было приготовить? Надо! В чем ошибка? Когда Иисус рядом — надо сидеть у Его ног и слушать. То, что она делала, было важно и нужно. Но она была поглощена своими заботами. Из-за них ей было некогда слушать Иисуса, плюс она сама несчастливая — чуть не обиделась на Иисуса, а на сестру свою точно обиделась, что та не суетится вместе с ней.

Кто ты сегодня — Мария или Марфа? Нужно ли нам бросить работу, домашние дела, заботу о семье? Нет! Важно ли это и нужно ли это? Да, конечно. Но надо прежде всего сидеть у ног Иисуса и слушать Его. Даже хорошие дела, даже церковные дела и заботы могут настолько поглотить нас, что мы перестанем слушать Иисуса. Обидимся на Него, что Ему дела нет, да еще заодно и на братьев и сестер, что они нам не помогают суетиться.

Зачем тебе весь мир, все удобства, все блага, если ты в процессе потеряешь свою душу. Душа и спасение несравнимо важнее любых материальных ценностей. Зачем ты сгораешь на работе, забываешь о Боге, погряз в ремонте, пропал на даче, зарылся там в земле? Если можно потерять свою душу в процессе? Что с писанием? Где ученичество? Сколько времени в неделю ты посвящаешь молитве?

Мне нужно так много сделать, что первые три часа я провожу в молитве. (Мартин Лютер)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Матф.11:28-30)

Иисус все свое время посвятил Богу и людям, нам с вами. Когда у Него не было другого времени, чтобы помолиться, Он молился ночью. Когда Ему мешали дела, чтобы провести время наедине с Богом, он «удалялся в пустынные места». Может быть у вас есть такое пустынное место, которое вам нравится, где вы можете побыть с Богом. Съездите туда. Ездите туда постоянно. Выделяйте время для Бога. Выделяйте время для того, чтобы делиться своей верой с друзьями, соседями, родными. Если кому-то проще — даже просто с людьми на улице. Сбросьте с себя невыносимое бремя ценностей этого мира. Вы никогда не сможете приобрести все, что вам хочется. Это обман. Вам это не нужно. Возьмите на себя бремя Иисуса. Оно легкое.

Давайте снова станем отрешенными в хорошем смысле. Давайте сидеть у ног Иисуса и слушать Его. Посвятите снова свою жизнь Богу и Его царству. Молитесь постоянно, изучайте Библию, а не просто читайте. Служите в церкви, делитесь своей верой с людьми. У нас вечная суббота. Пусть она снова начнется в вашей жизни!

Александр Соловьев

Опубликовано 6 октября 2014 г.

Другие библейские уроки