Боль — благословение или проклятие

Джозеф Хеллер, американский писатель-романист ХХ века:
  • Как вы можете почитать Бога, Который включил гниение зубов в схему мироздания? Зачем Он создал боль?
  • Боль? — торжествующе произнесла жена лейтенанта Шископфа.
  • Боль — очень полезный симптом. Она предупреждает нас об опасности.
  • А кто сотворил опасности? — требовательно спросил Иосариан. — Почему бы Ему не сделать дверной звонок, чтобы предупреждать нас о них. Мог бы и небесный хор задействовать. Или неоновые огни — голубые и красные, неоновые трубки на лбу у каждого человека?
  • Люди выглядели бы глупейшим образом с голубыми и красными неоновым трубочками на лбу.
  • Зато сегодня они смотрятся прекрасно, когда бьются в предсмертной агонии. Не так ли?

В этой небольшой части романа видно, что одного человека волнует вопрос, почему Бог создал боль? Почему есть страдания? Почему Бог не предотвратит автокатастрофы, почему Он допускает болезни, страдания и смерть любимых нами людей...? Как было бы замечательно без всего этого? Я уверен, что это маленькая толика вопросов, которые беспокоят очень многих людей.

На Земле нет нормальных людей, которые мечтали бы испытать боль, физическую или душевную. Мы представляем в своих мечтах жизнь, где нет боли, нет борьбы, нет проблем и трудностей. Страдания далеки от нас. Мы на берегу океана, маленький домик, миллионный счет и яхта у причала. И мы наслаждаемся тем, что просто нет проблем и нам беспокоиться ну просто незачем. Мы лежим в кресле на крыльце нашего уютного дома и попиваем бокал холодного винаиз личной коллекции вин. Планируем прокатиться на мощном Астон Мартине вдоль невероятно красивого побережья…

Вдруг звучит телефонный звонок, который возвращает нас в нашу действительность, из которой мы так хотим убежать. Многие люди убегают от боли разными способами: кто-то заливает свою боль алкоголем, кто-то уходит от реальности с помощью наркотиков, кто-то погружается в работу или во что-то еще... Но боль от всего этого не проходит...

Я прочитал в одной книжке — автор очень точно подметил: «Многие наши современники просто боятся честно посмотреть на свои раны, чтобы найти исцеление. Вместо этого они живут в придуманной ими реальности». Я сегодня хотел предложить нам изучение Библии о боли. В Новом завете часто некоторые принципы объясняются на примере отношения к различным членам нашего тела.

И потому если твой правый глаз побуждает тебя к греху, вырви его и выбрось, ибо лучше тебе лишиться одной части тела, чем быть целиком ввергнутым в ад. (Матфея 5:29)

Иисус показывает насколько важно иметь принципиально отношение и не допускать грехи в свою жизнь.

Также есть отрывки, где Церковь названа телом Христа, в котором все члены являются нужными и важными. И, таким образом, мы можем понимать какие-то истины, понимая, как устроено Богом наше тело. Мы говорим о боли. Нам важно ответить на вопрос: для чего Бог создал боль?

Пример: Механизм действия боли напоминает механизмы всех других чувственных восприятий: подобно вкусу, зрению или слуху, боль регистрируется нервными окончаниями рецепторных клеток, преобразуется в химический и электрический код и передается в мозг, где приобретает конкретное значение и объяснение. Точно так же нервные клетки через свои сигналы сообщают моему мозгу, что у меня в пояснице случился прострел, который требует особого внимания.

Но боль функционирует так быстро и так грубо, что ее сигнал занимает все внимание нашего мозга, вытесняя все остальные сигналы, передающие нам приятные ощущения. Сигнал боли передается по горячей линии, он вытесняет все другие сообщения, становясь приоритетным. Более того, его воздействие выходит за пределы одного лишь мозга и охватывает все тело целиком. На мышечном уровне мое тело реагирует на боль в пояснице сокращением и напряжением мышц.

Боль является сигналом, предупреждающим об опасности и включающим защитные механизмы тела. Все тело, например, может беречь раненный палец, и болевые рецепторы обостряются именно для защиты. Наберитесь терпения, потому что мы потому будем проводить духовные параллели:

Для чего еще необходимо боль?

Пример: один пример человека по имени Радан, больного проказой. У таких людей происходит поражение и смерть нервных окончаний, больные проказой не чувствуют боли, у них нет сигналов опасности.

Воспоминания его лечащего доктора:

Когда Радан был доставлен в нашу клинику, его ноги усохли почти до половины, а пальцы парализованных рук были намного короче нормы. Нам потребовалось около двух лет неустанных усилий, чтобы приостановить процесс разрушения, активно протекающий в его ногах. Также палец за пальцем мы восстанавливали его руки. В общей сложности Радан потратил 4 года на лечение и восстановление. Через несколько дней он решился поехать на выходные к своей семье, которая жила в Мадрасе. Когда он поступил к нам, его руки были покрыты язвами, сейчас они были чистыми, и он мог совершать несложную работу.

«Я хочу вернуться туда, где я стал отверженным» — сказал он перед отъездом.

Перед отъездом мы с Раданом продумали все возможные неприятности, которые могли случиться с ним в пути. Так как у него в организме отсутствовала аварийная система болевых ощущений, любой острый или горячий предмет мог причинить ему немалый вред. Но он уже научился быть осторожным и в больнице, и в рабочем цеху, поэтому я положился на него. Он сел в поезд и поехал в Мадрас.

Субботним вечером после роскошного праздничного ужина в честь его выздоровления, Радан отправился в свою прежнюю комнату, в которой он не ночевал уже четыре года. Он лег на покрытую тканым покрывалом постель. Вот он и дома, и все счастливы снова видеть его. Его переполняло чувство глубокого удовлетворения и безмерного покоя. Он заснул.

На следующее утро, когда Радан проснулся и осмотрел всего себя, как привык делать в больнице, его охватил ужас. Небольшая часть тыльной стороны левого указательного пальца была повреждена. Он знал, что так быть не должно, он уже видел подобные раны у других пациентов. Он повнимательнее исследовал руку: зияющая рана с застывшей по краям кровью, следами грязи, торчащими наружу искромсанными связками, так тщательно восстановленными несколько месяцев назад. Он догадался, в чем было дело: ночью к нему в комнату забежала крыса и выгрызла кусочек пальца«.

Радан был одним из миллионов людей, страдающих от проказы и других лишающих человека чувственного восприятия болезней. В целом, боль — сигнал о том, что что-то не так. Она напоминает пожарную сигнализацию, издающую громкий пронзительный звук, если вероятность загорания достигает определенного уровня. Радан чуть не потерял руки из-за отсутствия этого сигнала.

Кроме предупреждающей функции, боль вносит еще один вклад, который трудно переоценить: она сплачивает и объединяет все наше тело воедино. В действительности, Радан пострадал потому, что остальные части его тела потеряли связь с руками. Не было ни одного болевого импульса в мозг (в голову), что что-то ужасное происходит с его руками.

Волк, лишенный восприятия боли из-за отморожения лапы или из-за повреждения ее капканом, перегрызал эту лапу, освобождался от капкана и спокойно ковылял прочь. Это свидетельствует о самом страшном последствии неспособности ощущать боль: не чувствующие боли люди или животные теряют ощущение целостности собственного организма.

Боль является той основной связующей нитью, которая поддерживает многоклеточный организм в состоянии постоянной готовности. Голова знает о том, что происходит в любом, самом отдаленном уголке тела.

Переходя от боли физической к боли в Теле Христовом или в Церкви, состоящем из учеников Христа, меня опять поражает значимость этой системы связи. Здесь боль играет важнейшую защитную и объединяющую роль точно так же, как и в клетках нашего тела.

Мы как христиане имеем определенную систему связи, благодаря которой мы узнаем о боли друг друга. Биология такова, что в многоклеточном организме клетки должны сострадать друг другу — это условие выживания. Когда живая ткань ранена — она кричит и все тело слышит ее крик. Между нами есть любовь, которая нас объединяет и связывает воедино. Благодаря любви, мы можем делиться своей болью, и другие могут отождествлять себя с чужой болью.

Слово «сострадание» означает — страдание вместе с кем-то. Вот как пишет апостол Павел:

И глаз не может сказать руке: «Ты мне не нужна!». Голова не может сказать ногам: «Я в вас не нуждаюсь!». Наоборот, те части тела, которые нам кажутся слабее других, на самом деле являются самыми необходимыми. К тем частям тела, которые, по нашему мнению, не заслуживают такой уж большой чести, мы относимся с большей заботой, и те органы, которые считаются неприличными, мы тщательнейшим образом прикрываем, тогда как приличные органы в этом не нуждаются. Но Бог Сам устроил тело таким образом и внушил нам, чтобы о самых «неблагородных» частях тела мы проявляли больше заботы, чтобы в теле не было разделения, но чтобы все части тела проявляли одинаковую заботу друг о друге. Если страдает один орган, то с ним страдают и все прочие, если прославляется один орган, с ним радуются и все остальные. Итак, вы — тело Христа, и каждый из вас — орган в Его теле. (1-е Коринфянам 12:21-27)

Обратите внимание — если одна часть тела страдает, то все части страдают вместе с ней, иными словами сострадают страдающими членам. Чья-то боль может стать основанием для удивительного единства и любви. Мы иногда можем досадовать на кого-то за то, что он не был открыт — ну если бы ты только сказал, я бы тебя выслушал. Но вопрос хотел ли ты сострадать?

Можно выслушать, но не сострадать. Сострадание, прежде всего, рождается в нашем сердце. И без нашего желания оно не появится.

Как и в физическом, так и в духовном теле утеря чувствительности приводит к атрофии органа и его внутренней деградации. Очень много бед в мире происходит из-за эгоистичного отношения, когда люди не реагируют на боль других. И Тело Христово может страдать, потому что мы недостаточно страдаем.

Но мы с вами должны подумать, как относится Бог к страданию Своих творений. Влияет ли на Него наше страдание? Может ли Он сам чувствовать боль?

В столь тщательно продуманных документах, как англиканский катехизис и Вестминстерский катехизис сказано, что Бог «не имеет тела, частей тела и страстей». Может ли не обладающий страстями Бог чувствовать боль? За долгие века богословы пришли, очевидно, к общему мнению, что Бог не может испытывать страсти и страдания. Раннехристианское богословие, развивавшееся в атмосфере греческой философской мысли, считало, что такие свойства, как движение, изменение и страдание, присущи лишь человеку, и что они как раз и отличают Бога от человека. Бог должен быть апатичным, не иметь никаких тревожных чувств. Отрывки из Библии, в которых Бог описывается гневающимся, скорбящим, радующимся, были сочтены простыми сравнениями.

Но существует очень странная вещь. Когда Библию берет в руки человек, не имеющий специальных философских или богословских познаний, у него складывается совсем другое впечатление о Боге. Библия очень много говорит о страстном внимании Бога к Своему творению. Библия — каталог Божьих эмоций, тех самых, которые Он испытывал по отношению к людям.

С момента сотворения мира Бог играет роль отзывчивого Отца, отпустившего Своих детей в самостоятельную жизнь. Каждое событие ветхозаветной истории показывает, как Бог разделяет боль (или, зачастую, торжество) Своего народа. Он слышал плач рабов в Египте. 38 лет Он был среди палаток скитальцев в пустыне: на время наказания Он присоединился к Своему народу.

Подлинно они народ Мой и дети, которые не солгут, и Он был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их: по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние». (Исайя 63:8-9)

Пророки словно соревнуются: кто из них лучше покажет глубину эмоциональной привязанности Бога к Своему народу. В книгах пророков Иеремии и Осии мы слышим крик раненого Бога.

Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? — спрашивает Бог. — Ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним" (Лютер переводит эту последнюю фразу «Сердце мое разбито».) (Иеремия 31:20)

В книге Осии Бог провозглашает:

Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя. (Осии 11:8)

«Почему ты покинул Меня? — часто спрашивает Он. — Мой народ покинул Меня», — рыдает Он.

Совершенно очевидно: земные события вызывают в Боге радость, грусть, удовольствие, гнев. Ветхий Завет рисует нам Бога, Который не является неким «далеким святым», но активно участвует в жизни мира. Он вместе со Своим народом отправляется в изгнание, плен, огненную печь.

Могло ли случиться, что многие, столь яро старавшиеся спасти Бога от принижения до человеческого уровня, упустили очевидную вещь: Бог добровольно поставил Себя в такие условия, когда человек может причинить Ему боль. Любовь невозможна без жертвы. И Бог, совершенный Сам в Себе, может отдать лишь Себя. Он страдает не от недостатков Своего бытия, как это происходит с людьми, а от любви, которая переполняет все Его естество.

Интересно, что в китайском языке есть иероглиф, выражающий высшую любовь, составлен из сплетенных иероглифов любви и боли. По существу, эту любовь до боли и показал всему миру Бог, когда снял венец и присоединился к нам на земле.

Каждый раз, когда мы начинаем говорить о том, как человеческие страдания влияют на Бога, мы должны начать с того момента, когда Бог стал человеком, пришел, чтобы жить среди нас. В Евангелиях Иисус ни разу не отказывает просящему в исцелении, страдальцу в помощи. Сказал ли Он кому-нибудь: «Радуйся болезни своей!» или «Живи с болью по умершему сыну»? Когда умер друг Иисуса Лазарь, Господь рыдал. Бог, явленный нам в Иисусе Христе, не радуется страданиям Своих детей, напротив, Он скорбит.

Когда Самому Иисусу довелось испытать страдания, Он не показал Себя бесстрастным святым мучеником. В Гефсиманском саду Он лишь огромным волевым усилием соглашается на предстоящую муку. Трижды Он молит: «Если возможно, да минует Меня чаша сия!» И на кресте Он не сносил боли безмолвно: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты оставил Меня?!» Он отказался совершить только одно чудо исцеления — избавить Себя от крестных страданий.

Что же такого необычного в той случившейся в Иерусалиме смерти? Почему тот день называется «днем, который потряс мир» и «величайшим событием в истории»? Как этот день превратил крест из символа смерти в символ христианского почитания? Факт физических страданий Иисуса еще не говорит о влиянии страданий на Бога. Его страдания мало чем отличались от страданий первого мученика Стефана, святого Петра или даже Сократа. И дело вовсе не в том, что тогда на кресте наказание понес совершенно невинный человек. Даже не характер казни сыграл здесь решающую роль. Например, в «Книге Св.мучеников» Фокса приведены гораздо более страшные пытки, чем распятие на кресте.

Как может мало кому известный человек, умерший на кресте на окраине Римской империи, обойденный современными ему светскими историками, претендовать на центральное место в истории человечества и повлиять на все, что было до Него и случилось после Него?

Всемогущий Бог позволил Своему Сыну страдать за нас, или Он страдал во Христе вместо нас? Мусульмане верят, что Бог не мог снести казни Своего пророка Иисуса, а потому в последний момент заменил Его другой жертвой. Раввины утверждают, что Иисус не мог быть Божьим Сыном, потому что «Бог не позволил Авраамову сыну умереть, а потому не допустил бы и смерти Своего собственного». Можно ли сильнее исказить евангелие? Когда я думаю о боли, которую испытал Бог на кресте, то вспоминаются слова из книги Исайя.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем: и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Исайя 53 гл.)

Бог-Творец прекрасно понимал физиологические достоинства боли и ее недостатки. Сострадая боли, испытывая одни и те же чувства вместе со Своим народом, страдая с человечеством, Бог становился ближе к людям. Но все же чего-то не хватало. Вот что сказано в послании к Евреям:

Потому что и Тот, Кто освящает, и те, кто освящается Им, — все дети одного Отца, и поэтому Иисус не стыдится называть их братьями. Он говорит: «Я возвещу Твое Имя братьям Моим и посреди собрания Тебя восхвалю». Он говорит: «Я буду полагаться на Него» и еще Он говорит: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог». А так как дети имеют плоть и кровь, то и Он Сам получил физическое тело, чтобы Своей смертью лишить силы того, кому принадлежит власть над смертью — то есть дьявола, — и освободить тех, кто всю свою жизнь находился в рабстве у страха перед смертью. Ведь не ангелам Он помогает, а потомкам Авраама! Для этого Христу надо было во всем стать таким, как Его братья, чтобы быть милосердным и верным в служении Богу Первосвященником для умилостивления за грехи народа. Он Сам страдал, перенося искушения, и может теперь помочь тем, кто встречает искушения в жизни. (Евреям 2:11-18)

Пока Бог не оделся в мягкую плоть, содержащую болевые рецепторы, которые работали столь же отлажено, как и наши, и которые подвергались тем же суровым внешним воздействиям, что и наши, Он не испытывал физической боли. Послав Сына на землю, Бог так же учился чувствовать боль, как учимся мы. Наши молитвы и крики страдания обретают теперь больший смысл, потому что мы знаем: Он понимает нас! Инстинктивно нам бы хотелось, чтобы Бог, Которому мы молимся, не только знал о боли, но и разделял ее, не оставался к ней равнодушным. Мы смотрим на Иисуса и понимаем: такой Бог у нас есть. Он подчинил Себя времени, пространству, семье, боли и печалям — Он испытал страдания, и подвергнут был искушениям. Иисус в состоянии помочь каждому из нас.

Бог — Он рядом, он активно участвует в твоей жизни. Он скорбит вместе с тобой, именно Он сам, страдая  направляет и учит тебя состраданию. Он не хочет, чтобы твое сердце потеряло чувственное восприятие боли и огромного количества духовных нужд, которые есть вокруг тебя повсюду. Что ты будешь с этим делать зависит от тебя! Давайте на нашем причащении думать о Христе, который каждого из нас своей жертвенной любовью призывает последовать за Собой:

К этому вы были призваны, потому что и Христос пострадал за вас, оставив вам пример, чтобы вы следовали по Его стопам! «Он не совершил греха, и в устах Его не было никакой лжи». Когда Его оскорбляли, Он не отвечал оскорблениями; страдая, Он не угрожал, но полностью доверял Себя тому, Кто судит справедливо. Он Сам в Своем теле вознес наши грехи на дерево, чтобы мы умерли для греха и жили для праведности. Его ранами вы были исцелены. Ведь вы, как овцы, сбились с пути, но сейчас вы вернулись к вашему Пастырю, Хранителю душ ваших. (1-е Петра 2:21-25)

Вячеслав Саркисов

Опубликовано 4 октября 2013 г.

Другие библейские уроки