Радость вместо зависти

Уже несколько месяцев у нас идет серия уроков «Созданы для близких отношений». Мы говорим о чертах нашего характера, которые могут разрушать наши отношения и о том, что помогает их строить.

Церковь — это семья, и мы не идеальная семья. Есть радостные моменты, есть грустные моменты. Иногда люди в нашей с вами семье не чувствуют себя любимыми, не чувствуют себя частью семьи. Мы, к сожалению грешим друг против друга, делаем друг другу больно. Это не то, что нормально, но это неизбежно, потому что мы все грешники. Я вырос в прекрасной семье. Честно, я ни разу не слышал, чтобы мои родители орали друг на друга, чтобы была какая-то ругань. Но все равно, были моменты, когда мы делали друг другу больно. И это легко сделать больно, потому что ты слишком хорошо знаешь человека. Ты знаешь его слабые места.

Возвращаясь к церкви — да, мы все грешники. Но вот, что потрясающе — у нас есть надежда, потому что Бог с нами. Мы здесь из-за Него. Именно Он дал нам общую цель, к которой мы все идем. Бог проявляет Себя через Дух Святой, который дал каждому из нас, и через Его Слово, которое у нас есть в библии.

У меня сегодня очень ответственная тема. Мне кажется она актуальна для всех и каждого. По крайней мере для меня точно. Более того, в последнее время в разговорах с людьми мы эту тему тоже поднимали. Радость вместо зависти. Как мне кажется, ничто так не разрушает отношения, как зависть.

Почему именно такое сочетание? Обычно радость противопоставляется грусти.

Зависть — что есть антоним?

Зависть — это когда хочешь то, что есть у твоего ближнего.

Я от кого-то слышал — зависть не столько желание обладать тем, что есть у другого, сколько неспособность радоваться его или ее успехам и благословениям. Именно поэтому хочется противопоставить именно эти два качества — зависть и радость за ближнего.

Еще одно из определений зависти: «Зависть как качество личности — склонность испытывать неудовлетворенность, горечь и печаль от благополучия и успеха другого, желать воспользоваться чужим счастьем, ощущать, что кто-то другой обделил тебя материальным положением и счастьем».

Каин. Убийство из-за зависти.

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. (Бытие 4:1-8)

Огорчился, лицо его поникло. Из-за зависти он настолько возненавидел брата, что убил его.

Что есть по своей природе зависть? Когда ты понимаешь, что у другого что-то лучшее, у тебя есть два пути — либо быть благодарным, либо более высокомерным. Какие могли быть мысли?

— Да что Бог понимает?

  • Как вообще можно сравнивать?
  • Это несправедливо!

Он сам стал судьей. И осудил в своем сердце своего брата на смерть.

Когда я изучал историю, особенно средние века, меня это поражало. Как один брат может восстать на другого. Они же родные, они же братья. Семья — это же святое. В истории нашей страны, да и в истории других стран нередки ситуации, когда ради власти один брат восстает на другого, плетут заговоры, свергают власть и т.д. Когда я узнал историю про Каина, наверное это поставило точку — насколько сильны человеческие пороки. Насколько сильна зависть, что человек становится как безумный, готов пойти на убийство ради того, чтобы завладеть тем, что он хочет, тем, чем обладает другой человек.

Одна из десяти заповедей Моисея:

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх 20:17)

Зачем так подробно? Ревность, зависть. Конкретные примеры. Это настолько глубоко в человеческой натуре. Они списке грехов в послании к Галатам 5:19.

Интересно, что зависть стоит в списке с грехами как убийство, пьянство. Почему? Потому что от зависти до убийства один шаг! Она убивает любовь.

Зависть приводит к убийству.

И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит. Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И лег на постель свою, и отворотил лицо свое, и хлеба не ел. (3 Цар. 21:1-4)

Что происходит с Аховом? Он стал, как капризный ребенок, не ел даже! Настолько сильно хотел обладать.

Интересная деталь — отворотил свое лицо. Зависть фокусирует внутрь себя. Не хочется видеть никого. Каин тоже не хотел общаться, даже с Богом, не то, что со своим братом, на которого был обижен. Из-за зависти люди отворачиваются друг от друга.

И вошла к нему жена его Иезавель и сказала ему: отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ешь? Он сказал ей: когда я стал говорить Навуфею Изреелитянину и сказал ему: «отдай мне виноградник твой за серебро, или, если хочешь, я дам тебе другой виноградник вместо него», тогда он сказал: «не отдам тебе виноградника моего». И сказала ему Иезавель, жена его: что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина. И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем. В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе; и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: «ты хулил Бога и царя»; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер. И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним. Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа; и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер. (3 Цар 21:5-13)

Иезавель очень изощренно спланировала убийство. Желание обладать чем-то приводит к козням и убийству. Ничего святого, только желание обладать. Царь Ахав был жестоко наказан за свои грехи и это убийство, но вот к чему приводит зависть.

Между этими двумя эпизодами прошло много поколений, много тысяч лет, но насколько они похожи. И сейчас, в современном мире, ничего не изменилось.

Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. (Иак. 3:13-18)

Зависть и сварливость — неустройство и все худое. Церковь не построить на этом.

Интересно, что зависть также противопоставляется мудрости. Вот к чему приводит зависть — мы становимся также сварливыми, ворчливыми, недовольными. Это нехороший показатель.

Ученые провели такой эксперимент — взяли нескольких человек, показывали им фильмы, которые должны были спровоцировать их сравнивать себя с героями фильма: более успешный или менее успешный. Цель была выяснить какие отделы мозга отвечают за зависть и злорадство.

Результат оказался замечательным: зависть и злорадство — «социальные» эмоции — обрабатываются теми же областями мозга, что и импульсы соматосенсорного порядка — боль, голод и др.

То есть получается, завидуя, ты испытываешь что-то похожее на физическую боль. Ты сам как-будто бы причиняешь себе боль.

Сразу можно вспомнить аналогию из книги притч:

Зависть — гниль для костей. (Притчи 14:30)

Зависть — это то, что продолжает разрушать отношения, толкать людей на страшные поступки. Именно поэтому Бог хочет, чтобы она была искоренена из наших жизней, из наших сердец.

Как сказано в послании Галатам:

...поступающие так царства божьего не наследуют. (Галатам 5:21)

Как избавиться от зависти

Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. (Римлянам 12:15)

Речь идет о сострадании. В английском, например, это не так звучит. В нашем языке у этого слова негативный оттенок, потому что страдание.

Это не только когда ты плачешь, это честно говоря, проще! Проще поплакать вместе.

А радоваться намного сложнее! А одно без другого не работает.

Помните первую заповедь? Любить Бога и вторая, подобная ей, любить ближнего как самого себя.

А вот со вторым-то сложнее. Бог — Он такой удивительный и потрясающий, и тут рядом такой грешник, который тебе еще и больно делает. Поэтому Иоанн и говорит: «Как ты можешь любить Бога, которого не видишь, и ненавидеть того, кто рядом».

То же самое с состраданием — поплакать вместе легче, чем порадоваться.

От музыкантов я часто слышал,что проще написать грустную, слезливую песню, чем радостную.

Хочу выделить две вещи, которые могут нам помочь радоваться с радующимися.

1. Хранить свое сердце

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. (Пр.4:23)

Хранить свое сердце. Молиться! Просто не пускать мысли в свой мозг. Вытеснить их. Просить помощи у Бога. Искоренить желание быть первым.

Очень важно, чтобы в церкви была атмосфера радости и поддержки.

Мы хотим, чтобы люди вокруг нас были открытыми — о своих радостях и о своих поражениях. Но как мы реагируем на то, что слышим? Это очень серьезный момент, друзья.

Например, в церкви есть люди с разным уровнем дохода. Кто-то живет в коммуналке с соседями и живет от зарплаты до зарплаты или от пенсии до пенсии. А кто-то может позволить себе купить загородный дом, имеет пассивный доход.

К сожалению, я знаю о том, что некоторые из нас боятся рассказывать о том, где и как они отдыхали. Или о том, что они приобрели. Потому что они просто боятся, что это будет искушать людей завидовать. К сожалению, я сам столкнулся с подобным отношением к себе, Когда я съездил на отдых и рассказал об этом, и вместо радости за то, что я наконец отдохнул, почувствовал негатив в свою сторону.

Не должно так быть, братья и сестры!

В мире так и происходит — деньги отдаляют людей друг от друга. Ставят людей на разные уровни классовой лестницы. Но мы как христиане обязаны светить и показывать миру другое отношение.

Христианство — это не коммунизм. Отобрать у богатых и отдать бедным — не работает. Потому что бедные все потратят и снова станут бедными, а богатые заработают еще и снова станут богатыми.

Абсолютно — тем, кто богат, нужно учиться быть более щедрыми и жертвенными, собирать сокровища на небесах. Но тем, кто беден — не нужно ожидать помощи богатых, а быть скромными и учиться хорошо управлять тем, что у них есть.

Есть одна фраза, которая мне помогает. Когда кто-то рассказывает как он классно куда-то съездил, я говорю «красиво жить не запретишь». Слава Богу, что получилось. Да, мне бы тоже хотелось так же, но я просто рад за людей.

2. Правильно понимать источник благословений человека

И благословил Давид Господа пред всем собранием, и сказал Давид: благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века! Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое. Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей [полученное] мы отдали Тебе, потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного. Господи Боже наш! все это множество, которое приготовили мы для построения дома Тебе, святому имени Твоему, от руки Твоей оно, и все Твое. (1-е Паралипоменон 29:10-16)

Все, что у нас есть — это что Бог нам дал, позволил это получить, приобрести.

Обижаемся мы на самом деле не на человека, а на Бога, который дает им то, что не дает нам. Ему лучше видно, Он каждому дал свой путь в жизни. Забавно, есть много поговорок на эту тему. Трава зеленее. В чужой тарелке вкуснее и т.д.

Ты не радуешься за человека, хочешь иметь то, что у него. Уметь то, что он.

А нужно восхищаться тем, что Бог через него делает. Какие Бог дает таланты или как Бог благословляет.

Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. (Иеремия 29:11-13)

Нам нужно свято верить в то, что наша жизнь в руках Бога. У него есть намерения во благо, а не во зло.

Давайте вместо того, чтобы завидовать кому-то будем:

1. Благодарить Его за то, что Он дал нам.

2. Радоваться божьим благословениям не только в своей, но и в жизни тех, кто рядом с нами.

Александр Соловьев

Опубликовано 3 июня 2017 г.

Другие библейские уроки