Щедрость вместо жадности

Конспект проповеди (полная версия — на видео)

Мы с вами уже много о чем изучали —об искренности, благодарности, прощении, радости за ближних вместо зависти. Пришло время поговорить еще об одной добродетели —о щедрости. Как мне всегда казалось, щедрость — это чуть ли не основное качество доброго человека. Как понять — человек добрый или нет? По его щедрости. Скорее даже мы склонны отождествлять эти понятия. Добрый человек — потому что он тебе что-то дал, чем-то поделился. Плохой, злой — он же и жадный.

Мне очень нравится эта тема. Мне есть много чего сказать, очень много мыслей на эту тему. Почему еще мне эта тема нравится, потому что я верю щедрость — это что-то о Боге. Это одно из основных Его качеств, поэтому каждый из нас что-то сможет вынести для себя.

Мне хочется верить, что я щедрый человек. Чаще всего, если человек в нужде, мне хочется помочь. Меня расстраивает, если мы хотим куда-то пойти домашней церковью, а у кого-то нет денег, я готов заплатить, только чтобы это мероприятие состоялось.

Мне кажется также, что щедрость или жадность идут из детства. Они воспитываются родителями. Многие родители учат делиться. Мне кажется, родители учили меня делиться, чего нельзя было сказать о бабушке.

Например, бабушка не разрешала мне приглашать на дачу друзей, она говорила: «Ни в коем случае, чем мы их кормить будем?»

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,

как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу. (2 Коринфянам 9:6-12)

Отрывок из второго письма Павла. В этой главе он вдохновляет учеников делать пожертвования для других церквей, которые нуждаются в материальной помощи. Это то, что отличало церковь как таковую. Например, в начале церкви все продавали имения и апостолы потом делили на всех, потом избрали людей, которые распределяли. Дальше все видоизменялось. Не все решали продать свои имения. Но Павел вдохновляет их жертвовать — взять часть своего достатка и отдать другим ученикам, которые находятся в нужде.

Это очень глубокий отрывок. Мне бы хотелось, чтобы мы его подробно разобрали. Потому что он многое открывает нам о Боге и о щедрости и жадности.

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. (2 Коринфянам 9:6)

Обычный сельскохозяйственный пример, который стал крылатой фразой. Что посеешь, то и пожнешь. Так же Иисус использовал понятные всем примеры. Смысл понятен больше картошки посеешь — больше вырастет. Не всегда так, бывает, что совсем плохой урожай. Павел применяет это для иллюстрации духовного принципа. По сути он говорит, что это работает и в духовном смысле. Чем больше ты отдаешь, тем больше Бог тебя благословит. В конце всего этого отрывка он еще раз объясняет, каким образом материальные вещи конвертируются в духовные — то, что они собирают и отдают, в конце концов в сердцах людей произведет благодарение Богу! Получается, что от жадности мало духовных плодов, либо их вообще нет, но щедрость дает много духовных плодов. Последние два стиха нашего отрывка еще более широко раскрывают этот принцип, как это работает, поэтому чуть позже к этому вернемся.

Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. (2 Коринфянам 9:7)

Идея пожертвований денежных и не только не была чем-то новым для Иудеев.

В христианстве мотивация – это всё! Если это и преувеличение, то лишь незначительное. Бог и близко не заинтересован в наших делах настолько, как заинтересован в мотивации, стоящей за этими делами. Конечно, дела (послушание) нужны – это не вопрос, но они значат для Бога мало, если не сделаны от всей души. Мы можем совершать поступки слуги, не имея сердца слуги, но если у нас есть сердце слуги, наши дела будут делами слуги.

И это во многом подтверждается теми стихами из библии, которые многие из нас прочли первый раз, когда изучали библию с учениками Христа. Мы говорим о том, что Бог не живет в рукотворных храмах (книга деяний), что мы найдем Бога только если будем искать Его всем сердцем.

Никто не может никого заставить последовать за Христом. Человек сам должен решить это для себя. Потому что Иисус так говорил — кто хочет идти за Мной, возьми свой крест (Луки 9:23). Это очень согласуется с тем, что мы видим в начале книги Бытие — Бог создал людей, нас, свободными принимать собственные решения.

Мне кажется в моей жизни я все время балансирую, хочу или не хочу я что-то делать. Когда-то один брат в проповеди сказал, что бывает 2 типа людей — одни любят следовать правилам, а другие нет. Есть бунтари, которые всегда хотят идти против системы, мыслить вне рамок, все ставить под сомнение и т.д. А есть те, кто больше любит, чтобы все было по правилам. Есть инструкция — ну надо ей и следовать. Есть закон — нужно подчиняться ему. Вот я тот, кто больше любит, чтобы все было по правилам. Какие-то отклонения меня делают неуверенным, неспокойным. Если меня просят какую-то задачу решить административную, конференцию организовать, первый вопрос — а делал ли это кто-то раньше, если да, то лучше всего сделать так же. Просто что-то подкорректировать, ошибки исправить и все. Изобретать велосипед — это не мое.

Что касается следованию заповедям Бога — мне очень хочется поступать правильно и все соблюдать. Но часто бывает, что то, что правильно — оно же и нелегко. То, что правильно требует жертвы. Отдать деньги, посвятить время, потратить силы, внимание. Делиться верой — нужно быть готовым к отказу, к негативной реакции. Помочь кому-то в церкви — нужно время посвятить, хотя мог бы отдохнуть. Хорошее время с Богом провести — нужно пожертвовать сном, чтобы помолиться. Помочь решить конфликт — опять же нужно молиться, думать, поизучать Библию, настроиться. Опять же время потратить. И достаточно часто мне просто приходится заставлять себя что-то делать.

И вот момент. А если я не хочу — это Богу не нужно. Если я себя заставляю, Богу это будет угодно? Не хочу и все? Так можно далеко зайти. Ну, в начале хотел посвятить жизнь Богу, а теперь перехотел. Богу это не нужно, все, перестаю Ему посвящать свою жизнь.

Мой ответ такой — нужно привести свои желания в соответствие с желаниями Бога. Если я не понимаю, ну разобраться и понять. В послании Иакова написано — если у кого недостает мудрости, проси у Бога и Он даст.

Апостол Павел учит в этом стихе учеников о щедрости. Он констатирует, что Бог любит того, кто жертвует доброхотно. От сердца. По доброй воле. И вдохновляет их жертвовать именно так. А в последующих стихах он помогает им, и нам с вами приобрести правильную мотивацию, понять зачем это все, почему это так важно и какие невероятно добрые плоды от этого будут.

Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,

как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. (2 Коринфянам 9:8-9)

Почему нам стоит быть щедрыми? Потому что Бог силен обогатить нас в ответ, когда мы отдаем тем, кто нуждается. Чем больше мы отдадим, тем больше Бог компенсирует это нам, чтобы мы, получая от Него, и видя, что этот принцип работает, еще больше помогали, были щедрыми. Это такой круговорот благословений. Но он запустится только тогда, когда мы будем делать шаги. У нас нет шансов увидеть как это работает, если мы изначально не щедрые. Нужно просто поверить в доброту Бога и Его желание проявить любовь ко всем.

Интересен здесь 9 стих — расточил, раздал нищим, правда его пребывает вовек.

Это на самом деле прямая цитата из книги Псалмов:

Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих. Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе. (Пс.111:5-9)

Автор псалма описывает благодетельного человека. Он твердо верит в Бога, уповает на Него. Верит в этот принцип, как мне кажется. И что еще он делает — он расточает, раздает нищим. Кстати, меня всегда путало и коробило слово «рог». Это просто символ силы и власти, часто используется в Библии. Например, на 4-х углах жертвенника тоже были рога.

Интересно слово «расточил». Мы его чаще всего видим в негативном смысле. Например, в притче о блудном сыне. То, что сделал блудный сын — он расточил имение своего отца. Вообще у нас в русском переводе говорится про «блудного», акцент ставится на его неверности и грехах. В английском переводе, например, используется как раз прилагательное «расточительный». Акцент на том, что он расточил все свое имение.

И с одной стороны удивительно видеть это слово в хорошем смысле. С другой стороны, по сути это то, что делает Бог. Он расточает свою милость. Множество раз в Псалмах говорится о том, что Бог щедр и многомилостив. В Евангелии от Матфея Иисус говорит о том, как Бог повелевает солнцу восходить и над злыми, и над добрыми. И, безусловно, жертва Христа, совершенная ради каждого человека, показывает нам безграничность Его щедрости и доброты.

Библия призывает нас быть щедрыми, потому что это сущность Бога - Он щедрый, Это то, кто Он есть.

Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, (2 Коринфянам 9:10)

Дающий семя сеющему. Мы живы только благодаря Богу! Это Он дал нам место где жить, одежду, чтобы одеваться. Твоего супруга. Твои дети у тебя есть, потому что Он вдохнул в них жизнь! Он дал тебе твою работу, Он дает тебе получать зарплату и делать то, что ты хочешь!

Мы в это верим с вами?

Идея пожертвований была не новой для израильского народа.

В древнем мире, еще до Закона Моисеева было известно пожертвование в виде десятой части от дохода. Десятину Мелхиседеку отдал Аврам (Быт 14:20), Иаков пообещал Богу десятую часть своих доходов (Быт 28:22) — правда непонятно, куда девал Иаков свою десятину, не исключено, что приносил в жертву или раздавал бедным.

С пришествием Закона Моисеева порядок взимания десятин значительно ужесточился. Десятин было несколько. И не всегда они равнялись 10%. В денежном эквиваленте десятина равнялась 12% (Лев. 27:31), кроме того десятиной называлось пожертвование для левитов, и приношение совершаемое раз в три года, отдаваемое сиротам, вдовам и беднякам (что составляло 4% от ежегодного дохода) (см. Лев 27:30-33; Числа 18:20-21; Второзаконие 12:17-18; 14:22).

Итак, 12% — десятина + 12% — пожертвования левитам + 4% — вдовам, сиротам и бедным, всего 28%

А если «платить» не деньгами, а животными и плодами, то 24%, но не 10!

Кроме десятин еще существовали и добровольные приношения, размер которых закон не регламентировал. Например, Давид делал сбор для храма. Это вообще была полностью его идея, которая так вдохновила всех. Тут даже никакого ориентира не было.

Всегда ли у иудеев получалось все приносить? И как Бог к этому относился?

Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? (Мал.3:8-10)

То, что люди перестали вообще жертвовать — вот, как Бог это воспринял. Обкрадываете Меня. С одной стороны абсурдно, не будет же Он это есть, если не живет в храмах. То, что Его обижает — это отсутствие правильного отношения.

Бог - Он дающий семя сеющему или нет? Или кто? Откуда у вас то, что у вас есть?

Мы живем по новому Завету. И в новом Завете нет прямой заповеди о десятине. То, что может служить ориентиром нам, это слова Иисуса к фарисеям «сие надлежало делать, и того не оставлять».

Если у вас есть вопрос — должен ли я отдавать десятину? Отвечу так — не вижу в Библии ни одного примера, где кто-то отдавал меньше. Точнее есть, но это плохой пример.

Посвящение первых плодов Богу. Жертва Каина не понравилась Богу? Я надеюсь ваши жертвы нравятся Богу! Отдать первые плоды, отдать лучше — вот, чего достоин Бог!

Гордон Фергюсон сказал: «Уж лучше 90% дохода + благословение от Бога, чем 100% без него».

Бедная вдова отдала 2 монеты, но себе ничего не оставила. Бога интересует не только то, что мы отдаем, а что мы себе оставляем.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Матф.6:19-21)

Я всегда слышал наоборот, то, что нравится, туда и деньги будешь вкладывать. Но все наоборот!

Если ты куда-то деньги вложил, туда твое сердце и будет направлено.

Если ты перестал отдавать деньги Богу — вопрос времени, когда ты покинешь церковь, если снова не начнешь отдавать, потому что это и есть поклонение Ему. Несколько стихов ниже Мф. 6:24 — нельзя служить двум Господам. Для Бога должно быть очевидно, что это Он наш Господь, а не мы сами. Материализм — страшная болезнь, исцеление от нее — постоянная жертвенная отдача.

Маммона — это не название языческого Бога. Изначально это слово было с одной буквой «м» и обозначало любое имущество, наследство, богатство. Некоторые переводы Библии так это и упрощают, говоря, не можете служить Богу и деньгам.

Жертвуем мы или нет и сколько — это то, что показывает наше отношение к Богу. Это лакмусовая бумажка нашей веры. Наша щедрость и жертвенность показывает, кто для нас Бог.

Эта тема — не табу. Нам нужно говорить об этом, потому что это спасение.

Например, если у людей проблемы с деньгами, я спрашиваю — а как с пожертвованиями?

так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; (2 Коринфянам 9:11-12)

Возвращаемся обратно к этому принципу. Что посеешь, то и пожнешь. Посеешь мало — пожнешь мало. Но вот какие духовные плоды могут быть от щедрости в материальных вещах — обильное благодарение Богу в сердцах людей.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Матф.5:16)

Церковь — место взаимопомощи. Как мы говорили в начале — это то, с чего началась церковь. Много людей крестились сразу. Никто ничего не называл своим. Люди все свои излишки отдавали. То, что одни помогали другим, вызывало невероятную радость и благодарение Богу. Так и должно быть. Было бы странно, если бы мы совсем никак не участвовали в жизни друг друга. Если кто-то в нашей домашней церкви нуждается, это логично, что и помогать нам. Тем, кто ближе. Это естественно, что если мы вместе на что-то скидываемся, на еду, каждый участвует в этом. Материальные блага конвертируются в духовные.

Есть еще важный момент — нужно уметь скромно принимать помощь, не быть лжескромными.

Из чего уделять нуждающемуся:

Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. (Еф.4:28)

Это еще один прекрасный принцип. Когда я это увидел, мне очень понравилось! В нашем бюджете должна быть такая статья — помощь нуждающимся. И в нашем расписании должно быть свободное окно — помощь нуждающимся.

Безусловно, помогать нужно с рассмотрением. Библия осуждает людей, которые злоупотребляют щедростью или манипулируют людьми ради материальной выгоды. Но рассмотрение не должно мешать нам быть щедрыми.

Например, Аня слышала истории, когда люди продали свои свадебные кольца, чтобы отдать особенный сбор. Энди Флеминг поделился, что он отдал все свое наследство на развитие миссий. Потом папа дал ему еще одно наследство! Потрясающая история и иллюстрация этого принципа.

Должен ли я все отдать так же?

Мой ответ — твое сердце это твое сердце. Приведи свое сердце в соответствие с сердцем Бога. Не нужно впадать в депрессию, что ты не там. Молись, вдохновляйся Богом. Еще раз процитирую: «Мы можем совершать поступки слуги, не имея сердца слуги, но если у нас есть сердце слуги, наши дела будут делами слуги».

В конце концов, о чем можно подумать — какое наследие я хочу оставить после себя? Какой вклад в историю христианства я хочу сделать?

В заключении молитва Давида. Кто я и кто народ?

И благословил Давид Господа пред всем собранием, и сказал Давид: благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века! Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое. Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей [полученное] мы отдали Тебе, потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного. Господи Боже наш! все это множество, которое приготовили мы для построения дома Тебе, святому имени Твоему, от руки Твоей оно, и все Твое. Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе. (1-е Пар.29:10-17)

Кто мы, что Ты дал нам возможность жертвовать?

  • Наш Бог щедрый! Давайте Ему подражать!
  • Чем более щедро ты делишься, тем больше Бог тебе восполняет, чтобы ты мог продолжать щедро делиться!
  • Чтобы быть щедрым, нужно продолжать активно жертвовать и приводить свое сердце в соответствие с сердцем Бога!

Александр Соловьев

Опубликовано 29 июня 2017 г.

Другие библейские уроки