Авель. Самое лучшее

Когда-то я вообще не знал о библии. Я представлял ее как набор каких-то правил или молитв или еще как-то так. На самом деле Библия — очень практичная книга, т.к. в ней множество примеров совершенно обычных, как мы с вами людей. Причем эти люди жили в разные времена, были из разных социальных слоев и т.д. И с этими людьми происходили различные события. Иногда даже сверхъестественные. А находятся все эти примеры в библии с одной простой целью: чтобы мы с вами научились на них, сделали какие-то выводы. В том числе подражали их вере и тем поступкам, которые они совершали. Либо наоборот, избегали их ошибок и грехов.

В послании Евреям есть целая глава 11 — это такая аллея славы или зал славы, кому как нравится. Целый список людей, которых Бог называет примерами веры, которые достойны подражания. Их там очень много. Цель серии уроков — рассмотреть этих людей поближе. Посмотреть в чем же проявилась их вера, чем они угодили Богу, и как мы это сможем применить в своей жизни, чтобы нам так же, как и им жить жизнью, угодной Богу.

Вера же означает, что мы уверены в том, на что надеемся, она означает, что мы верим в то, что некоторые вещи существуют, хотя мы их и не видим. За такую веру Бог возлюбил древних. Благодаря своей вере мы понимаем, что мир был сотворён по велению Божьему, и то, что видимо, создано было из того, что невидимо. (Евреям 11:1-3)

Что такое вера?

Все начинается именно с веры в Бога. Что именно Он все сотворил, видимое произошло из невидимого. Когда ты что-то знаешь, видел, это уже не вера, а знание, опыт. Вера — это когда чего-то нет, но ты подразумеваешь что оно есть. Либо не произошло, но ты ожидаешь, что произойдет, рассчитываешь на это.

Бог возлюбил за уверенность в невидимом. За то, что не видели, но доверились Ему. Именно это Ему и нравится. Именно так и можно отделить большую веру от маленькой веры.

Если ты веришь, что Бог есть, это большая вера? Ну для кого-то это большой шаг. В послании Иакова написано, что даже бесы веруют и трепещут. Веришь ли ты, что Иисус сын Божий? Библия много говорит об этом, многие свидетельствуют об этом. Веришь ли ты, что Бог может по молитве исцелить от смертельной болезни? Веришь ли ты, что человек, который сейчас очень далеко от Бога, может покаяться и стать верным учеником Христа? Веришь ли ты, что Бог даст тебе работу, о которой ты мечтаешь давно?

Я думаю так: чем невероятнее тебе кажется событие, тем больше вера. И еще — Богу нравится именно то, что мы признаем Его всемогущество. Может ли Он что-то сделать. Ему нравится дерзкая вера.

После этих стихов идет перечисление всех людей, начиная с Авеля, о котором мы сегодня с вами подробнее поговорим, и заканчивая Давидом, Самуилом и пророками.

Вот, что написано в заключении главы:

Эти люди, благодаря вере своей, победили царства, установили справедливость и получили обещания от Бога. Они заставили умолкнуть львов, погасили яростный огонь и избежали смерти от меча. В слабости обретали они силу, стали могучими в битве, обратили в бегство чужеземные войска. Женщины получали своих умерших воскресшими. Других пытали, но они отвергали свободу, чтобы обрести воскресение к лучшей жизни. Некоторым пришлось вытерпеть насмешки и битьё кнутом, другие же были закованы в цепи и брошены в тюрьмы. Их забрасывали камнями, распиливали надвое, убивали мечами. Они облекались в овечьи и козьи шкуры, были бедны, преследуемы и притесняемы. Мир не достоин был этих великих людей. Они скитались в горах и в пустынях, жили в пещерах и в земляных норах. Эти люди были всем известны благодаря своей вере, но они не получили того, что было обещано Богом. Бог задумал нечто лучшее для нас, чтобы эти люди достигли совершенства, но только с нами вместе. (Евр 11:33-40)

Перечисленные тут люди — не плоские персонажи. Про кого-то из них есть мало информации. Например, про Авеля, о котором мы сегодня поговорим. Не так много всего написано, но все равно можно извлечь очень сильный урок. Про других написано больше.

Очень много написано, например, про царя Давида. Вот это уж точно не плоский персонаж. Сначала мы его видим в образе юноши, который благодаря вере побеждает гиганта. Потом из-за сложных отношений с царем он становится чуть ли не разбойником, собирает вокруг себя негодных людей. Потом снова, Он великий царь, угождает Богу, расширяет границы царства, пишет песни, которые в книге псалмов. Потом снова грех, падение, наказание. Потом опять раскаяние и прославление Бога. Есть и взлеты, и падения. Но я думаю этим такие примеры и ценны. Есть люди, которые были откровенно трусливыми, но потом из-за веры совершают невероятно смелые поступки.

Давайте поговорим об Авеле. Он первый герой в этом списке. Почему Бог выделяет Его и его веру, чему мы можем научиться у него.

Благодаря своей вере Авель принёс Богу более угодную жертву, чем Каин. Благодаря своей вере он был превознесён как праведник, ибо Бог с одобрением принял дары его. И благодаря своей вере он всё ещё говорит, хотя и мёртв. (Евр 11:4)

Очень интересный стих из Библии. Почему, потому что Он поясняет события, которые были описаны в начале книге Бытия. Из текста, который есть там, не очевидно, что он принес более угодную жертву. Там Бог не называет его уж так ярко праведником.

Меня вот эта фраза зацепила — говорит, хотя и мертв. Что это вообще значит? Например, Ленин — жив. Цой жив. Элвис жив, и просто люди не верят, что он умер. Это значит, что человек оставил наследие, достойное подражания. Ленин оставил наследие, которое 70 лет действовало на всю страну. но это не лекция по истории, и я не политолог.

То, что сделал Авель стало наследием для поколений после него, в том числе для нас. Какое бы вы хотели оставить наследие — кем бы вы хотели, чтобы вас помнили ваши дети, внуки, правнуки.

Давайте разберемся, что за события были там, и что же это за жертва такая, что она была более угодной.

Адам познал свою жену Еву, и она родила ребёнка, которого назвали Каином. «С помощью Господа я сотворила мужчину», — сказала Ева. После этого она родила ещё одного ребёнка, брата Каина, Авеля. Авель стал пастухом, а Каин земледельцем.

Когда пришло время жатвы, Каин принёс в дар Господу выращенные им плоды земли, Авель же принес в дар животных из своего стада, самые лучшие части своей самой лучшей овцы. Господь принял дар Авеля, а подношение Каина не принял.

Каин был этим очень опечален и рассержен. Господь спросил Каина: «Почему ты сердишься? Почему у тебя печальное лицо? Если будешь делать добро, то будешь праведен передо Мной, и Я приму тебя. Но если будешь делать зло, то твоя жизнь будет греховна. И тогда твой грех захочет править тобой, ты же должен сам править грехом». Каин сказал своему брату Авелю: «Пойдём в поле». Каин с Авелем пошли в поле, и там Каин напал на своего брата Авеля и убил его. (Быт 4:1-7)

Что произошло? Жили два брата, Каин был старшим. Думаю, хотя бы на год, или чуть меньше, потому что они не были близнецами. Сколько им было лет на тот момент не ясно, воображение рисует их достаточно взрослыми. Они два прототипа: Авель — пастырь, животновод или кочевник. Каин — землепашец, агроном.

И вот они решили принести Богу дар. Мне кажется, сама эта идея что-то говорит об их отношениях с Богом. Он явно присутствовал рядом с ними. После всего произошедшего Бог напрямую разговаривает с Каином. Вот эту фразу «через какое-то время» они решили принести дар можно по-разному трактовать. Дословно еврейское значение этой фразы «в конце дней». Некоторые исследователи говорят, что имеется ввиду год или начало года, другие видят указание на конец месяца или недели, в частности субботу.

Мне кажется это не так важно когда они это сделали, но более важно что вообще они захотели как-то Богу угодить. Принести дар именно Ему. Вот это собственно и есть поклонение, когда человек отдает что-то, дарит, показывает свое почитание, уважение, превозношение.

Тем, что Авель и Каин решают принести Богу дары, они показывают Богу, что признают Его как Бога. Они признают, что то, чем они обладают и располагают было дано Им, сотворено Им. Что это Он — источник их жизни. Он — творец. Здесь не уточняется говорили им об этом родители, приносили ли Адам и Ева также Богу дары. Как будто это что-то очень естественное — принести Богу дары.

Естественно ли в наше время поклоняться Богу и приносить Ему дары? К сожалению, нет. О чем люди думают после работы? Как бы отдохнуть? Как бы хорошо отдохнуть? Как бы сделать свою жизнь лучше. Мы в целом так сильно отдалились от Него. Не Он от нас, а мы от Него. Вот, что сказано в послании Римлянам:

Бог проявил Свой гнев, ибо всё, что может быть известно о Боге, стало доступно людям потому, что Бог сделал это доступным им. От сотворения мира ясно проявляется незримая извечная сила и божественность Бога, ибо всё это видно в том, что создано Богом. И потому нет оправдания людям в творимом ими зле, ибо, хотя они и знали Бога, но не почитали Его, как должно. Вместо этого они предавались суетным размышлениям, и их несмысленные сердца помрачились. (Рим 1:19-21)

А Бог никуда не делся, Он всегда был и будет рядом. Он продолжает проявлять Свою любовь к нам! И Он хочет, чтобы мы признавали Его и поклонялись Ему.

Слава Богу, что мы когда-то пришли в церковь. Но зачем мы здесь? Все приходят по разным причинам. Обычно мы в чем-то нуждаемся, поэтому начинаем искать Бога. А я думаю, что мы в церкви для того, чтобы поклоняться Богу и приносить Ему дары. Церковь дает нам много всего — утешение, поддержку, вместе поем — радостно, послушал проповедь — легче на душе. Многие из нас нашли вторую половину здесь. Нас учат быть хорошими родителями, иметь классные браки и т.д. Есть опасность переключиться и вместо того, чтобы отдавать, начать получать и мыслить уже по-другому: а что я получу от собрания сегодня? А зачем мне это? Зачем мне то? Мы можем из жертвователей превратиться в потребителей. Церковь не для нас, а для Бога. Да, для нас тоже, потому что мы в ней совершаем свое спасение, но прежде всего для Бога. Мы приходим прежде всего поклоняться Ему и служить Ему! Мы приходим не получить, но отдать.

Жертва Авеля была угодна Богу, а Каина нет. В Послании Евреям явно сказано, что Авель принес жертву лучшую. Как вообще можно сравнивать морковку и картошку с жирными овцами? Первый раз, когда я прочитал, мне показалось, что это вообще как-то несправедливо Бог отнесся к Каину.

На самом деле даже в этом коротком тексте уже заключен ответ. Каин принес в дар «плоды земли» (никаких уточнений). Авель принес «самые лучшие части своей самой лучшей овцы». Синодальный «от первородных стада своего и от тука их».

Самое лучшее. Иными словами, Каин принес просто какие-то плоды. Авель же принес отборное, самое лучшее из того, что было.

Именно это и понравилось Богу. Получается, Он оценивал не внешние признаки того дара, что получил, но внутреннее состояние и отношение того, кто дарил. Жертва Авеля показывала его искреннее сердце и желание по-настоящему угодить Богу, в то время как жертва Каина несла внешний обрядовый характер.

Именно об этом Иисус Христос, спустя много веков после Каина и Авеля, обличал религиозных лидеров того времени:

Тогда к Иисусу пришли фарисеи и законоучители из Иерусалима и сказали: «Почему Твои ученики нарушают заповедь наших великих предков? Они не моют руки перед едой!» В ответ Он сказал: «А почему вы нарушаете заповедь Божию ради установленных вами обычаев? Ибо Бог сказал: «Почитай отца своего и мать свою». И ещё сказал Бог: «Всякий, кто оскорбит своего отца или свою мать, должен быть предан смерти». Но вы говорите, что можно сказать отцу или матери: «Я не могу помочь вам, так как предназначаю всё своё состояние в дар Богу» и тем учите не почитать отца и матери. Так вы отменили заповедь Божию ради ваших обычаев. Лицемеры! Правильно пророчествовал о вас Исаия, когда сказал: "Эти люди чтят Меня устами своими, но сердца их далеки от Меня. Почитание их бесполезно, ибо то, чему они учат- это правила, выдуманные людьми. (Мат 15:1-9)

Тот вывод, который мы можем из этого сделать — Богу нужны не столько внешние обряды, сколько искреннее сердце людей, которые любят Его. Какого сейчас ваше почитание Богу? Какие ваши молитвы, как вы читаете Библию? Ваше служение? Вы делаете это по-привычке, или действительно их искреннего желание угодить Богу и прославить Его? Ведь наше отношение может меняться незаметно. Думаете, фарисеи хотели быть такими формальными? Я думаю, они сами не замечали этого. Они не заметили, как добрые заповеди уже не хочется соблюдать, их изначальный смысл теряется, и на замену приходит формальное следование пустым обрядам. Мы можем легко оказаться в плену бесполезной религии. Виталий в прошлый раз учил нас о традициях. Есть традиции, которые убивают.

Так как нам этого избежать? В чем суть веры Авеля? В чем ценность его примера? О чем он говорит, даже будучи мертвым? Вера в то, что Богу нужно отдать самое лучшее! Не просто что-то, часть какую-то — половину, десятину, двадцатую часть. Часть, но самую лучшую. Почему? Потому что Бог этого достоин. Потому что только благодаря Ему у тебя вообще что-то есть!

Вот почему Бог назвал его праведником. За это отношение.

Давайте будем подражать Авелю! Давайте от чистого сердца и из любви к Богу отдавать ему самое лучшее!

Вопросы, которые вы можете себе задать:

Сколько я времени посвящаю Богу в общении с ним? Это мое лучшее время или остатки? Те таланты, способности, силы, которые мне Бог дал, я использую, чтобы прославлять Его? Деньги, которые я получаю, я отдаю часть Богу или я все на себя трачу?

Еще раз вернемся к концу главы.

Эти люди были всем известны благодаря своей вере, но они не получили того, что было обещано Богом. Бог задумал нечто лучшее для нас, чтобы эти люди достигли совершенства, но только с нами вместе. (Евр. 11:39-40)

Чего же не получили эти люди? Что это за совершенство, которое они должны получить вместе с нами? Получается у Бога был давно некий замысел, который совершился только в последнее время.

Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими, и не руки человеческие служат Ему службу, ибо Он никогда ни в чём не нуждается. Это Он даёт всё человеку — и жизнь, и дыхание, и вообще всё. Бог не вменил нам в вину времена неведения нашего, но теперь повелевает всем людям повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить весь мир через избранного Им Человека, дав всем доказательство тому, воскресив Его из мёртвых. (Деян 17:24-25, 30-31)

Это совершенство — спасение от греха и от смерти, которое пришло через Иисуса Христа. Именно Он воскрес из мертвых. И это совершенство и есть вечная жизнь и спасение через Иисуса Христа. Бог не живет в храмах. Он везде. Он не нуждается в делах наших рук, но хочет, чтобы мы от чистого сердца отдавали Ему лучшее, что у нас есть.

Александр Соловьев

Опубликовано 23 сентября 2017 г.

Другие библейские уроки