Авраам. Пример послушания

Господь сказал Авраму: «Покинь свою страну и свой народ, покинь семью своего отца и отправляйся в страну, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, благословлю тебя и прославлю, и люди будут благословлять друг друга твоим именем. Я благословлю благословляющих тебя и прокляну клянущих тебя, и благословлю через тебя всех людей на земле». Аврам, повинуясь Господу, покинул Харан. (Быт 12:1-4)

Аврам поверил Господу и поэтому оправдался перед Ним. (Быт 15:6)

Как он слышал голос бога? Мы не знаем. Это могло быть похоже на внутренний голос. Не было ни храмов, ни церквей, ни Библии, ни законов Божьих. Я думаю — Он был ищущим. Неспокойным. Другие и не искали. Все жили просто в толпе, делая то, что делали соседи.

Авраам был из Вавилонии — самой великой в то время мировой империи. Они жили в городе Ур, близ Вавилона. Ур, прославился тем, что жители были в идолопоклоничестве. Человеческие жертвы приносились разным богам.

Ходит шутка: «Поклоняться луне гораздо важнее, чем солнцу, потому что луна светит ночью, когда темно, а это глупое солнце светит днем, когда и без того светло!»

Все технологии, безопасность, торговля — все было в этой земле.

Из такой среды вызвал Бог Авраама. И тот оставил языческую страну и, не задумываясь, пошел в ту страну, которую указал ему Бог. Бог не сказал, где находится эта страна, а потребовал только, чтобы Авраам шел с готовностью доверять во всем Ему. Авраам сделал первый шаг веры. Бог обещал благословить его и сделать его самого благословением для других.

Вы обратили внимание: все герои веры — делали первый шаг в неизвестность, в отсутствии полного понимания. Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего. Вам не напоминает это слова Иисуса из Марка 1:20-22?

Божий призыв повторяется в зове Иисуса: «Следуй за Мною» (Лк 9:57-62) из земли твоей, с семьей, с хозяйством, рабами.

Еврей — в переводе «перешедший». Авраам назван так, поскольку весь мир находится по своим мнениям и взгляду на жизнь с одной стороны, а Авраам — с другой («сторона» — эвер).

Называя Авраама — иври, Тора подчёркивает одну из важнейших черт личности Авраама — способность идти против принятых мнений, задумываться самому обо всём, что окружает, и приходить к самостоятельным выводам. Это свойство дало ему возможность противостоять языческим воззрениям, глобально распространенным в те времена. Авраам пришёл к выводу о том, что у мира есть единый Властитель, путём размышлений о гармонии, царящей в мире. (Быт. 14:13)

Вот она вера. Потерять комфорт, искать Бога, Его воли. Вот это послушание!

Авраам был настолько стар, что уже находился на пороге смерти. Однако от него одного произошли такие многочисленные потомки, будто звёзды в небе, и неисчислимые, как песчинки на берегу морском. И все эти люди продолжали жить со своей верой до самой смерти. Они не получили обещанного, но видели его на расстоянии и радовались ему.

Они признавали открыто, что являются чужими, всего лишь странниками на этой земле. Люди, говорящие такое, тем самым показывают, что они ищут свою страну. Если бы они думали о той стране, которую покинули, то у них была бы возможность возвратиться. Они томились по лучшей стране — небесной. И потому Бог не стыдится называться их Богом, потому что Он приготовил для них город. (Евр 11:12-16)

Это мы эти звезды. Бог говорил с ним и о нас тоже.

Люди, говорящие такое, показывают, что они ищут свою страну. (Евр 11:14)

Своей жизнью они ясно показывали, что ищут отечества. Вера посеяла в их сердцах тоску по родине, удовлетворить которую все радости Ханаана были не в состоянии. В них жило стремление к другой, лучшей земле, которую они могли бы назвать домом.

Сказав, что они искали отечество, автор поясняет, что здесь он имеет в виду отнюдь не ту землю, где они родились. Если бы Авраам захотел вернуться в Месопотамию, он мог бы это сделать, но та земля уже не была для него отечеством. Отечество — там где твой Отец.

Бог не стыдится называться Богом тех, чей удел и сердце — на небесах.

Есть такое высказывание: «Мир — это мост. Мудрый пройдет через него, но он не станет строить на нем своего дома». Христианин смотрит на себя как на странника вечности. Христиане града своего не имеют. Где их город? Они его ждут.

Аврааму было около ста лет, но он не ослабевал в своей вере, хотя и осознавал, что тело его немощно, а Сарра не могла зачать ребёнка. Он не усомнился в Божьем обещании, не отшатнулся в неверии, а ещё более укрепился в своей вере и воздал хвалу Богу, будучи уверен, что Бог способен исполнить обещанное. Вот почему «он оправдался перед Богом». (Рим 4:19-23)

Иногда говорят, что вера — это настрой на позитив.

«Давайте не будем думать о плохом и плохое с нами не случится.» Авраам понимал и помышлял, кто он. Это не аутотренинг: «Я самая привлекательная и самая обаятельная...». Не одевай шоры на глаза. Реальность — плоха, но Бог всё контролирует. Вера — идти сквозь обстоятельства.

Тогда Иисус стал говорить иудеям, которые поверили в Него: «Если вы будете продолжать следовать Моему учению, то вы — воистину Мои ученики. Вы постигнете истину, и истина принесёт вам свободу». Они ответили: «Мы потомки Авраама и никогда не были ничьими рабами! Как же Ты говоришь, что мы будем свободны?» (Ин 8:31-33)

Некоторые из иудеев, стоявших рядом, услышали слова Господа о том, что они станут свободными. Их это очень обидело. Они гордились своей принадлежностью к семени Авраама и говорили, что никогда не были рабами.

Но это была неправда. Израиль был в рабстве египетском, ассирийском, вавилонском, персидском, греческом и теперь римском. Более того, во время беседы с Господом Иисусом он находился в рабстве — греха и дьявола.

Иисус ответил им: «Истинно вам говорю, что каждый, кто грешит, есть раб греха. (Ин 8:34)

В этом отрывке повествуется о смертельном ударе, нанесенном Иисусом по наиважнейшему мнению иудеев. Для иудея Авраам являлся наивысшей фигурой в его истории и он считал себя в абсолютно правильных отношениях с Богом просто потому, что являлся потомком Авраама.

Восхищение, которое иудеи испытывали к Аврааму было вполне законным. Авраам является гигантом в религиозной истории человечества, только выводы, которые они делали из величия Авраама, были ошибочные. Они полагали, что Авраам обрел это достоинство своей праведностью и что оно достаточно не только для него самого, но и для всех его потомков. Они полагали, что его праведность была столь велика, что от ее богатства могли питаться все его потомки. Они верили, что его кредит у Бога так огромен, что они могут пользоваться им всегда и не истощат его.

Иустин Мученик, в беседе с иудеем Трифоном об иудаизме, услышал такое заключение:

«Вечное царство будет дано тем, кто является семенем Авраама по плоти даже если они были грешниками, неверующими и противниками Богу». (Иустин Мученик, «Диалог с Трифоном», 140)

Иудей буквально верил, что он в безопасности, потому что он потомок Авраама.

Некоторые стараются строить жизнь на основе родословной или имени. Кто-то из их семьи в определенное время нес большую службу в церкви или в государстве и с тех пор его потомки считают себя вправе рассчитывать на определенный почет. Великое имя не должно служить оправданием удобного безделья, оно должно быть стимулом для дальнейших усилий.

Имеются и такие, которые стараются строить жизнь на истории и традиции. Есть церкви, расценивающие себя незаслуженно высоко только потому, что в какое-то время они несли великое служение. Есть общины, живущие духовным капиталом прошлого, но если капитал будет только потребляться, но не пополняться, придет день, когда он иссякнет.

Ни человек, ни церковь, ни народ не могут жить достижениями прошлого. Но как раз это старались делать иудеи. Иисус был совершенно прямолинеен в этом отношении. Он заявил, что настоящим потомком Авраама является тот, кто действует так, как действовал Авраам.

Как раз то же говорил и Иоанн Креститель. Он решительно возвещал народу, что День Суда приближается и нет смысла ссылаться на происхождение от Авраама, ибо Бог может воздвигнуть потомков Аврааму и из камней, если захочет (Мат 3:9; Лук 3:8). Этот же аргумент часто использовал и Павел. Не кровь и плоть делают человека потомком Авраама, а моральные качества и духовная чистота.

Ты крестился в истиной Церкви? Давно уже? Крепко стоишь в спасении? С чего ты взял?

Именно в этом Иисус упрекал их. Они пытались убить Его, но это было противоположным тому, что делал Авраам. Когда посланник Божий пришел к Аврааму, Авраам приветствовал его со всем радушием и со всем почтением (Быт 18:1-8). Авраам приветствовал Божьего посланника, иудеи же старались убить Божьего Посланника. Как они смели называть себя потомками Авраама, когда их поведение так не походило на его поведение?

В этом большое напоминание Иисуса им. Приводя им на память событие, записанное в Быт 18, Иисус говорит тем самым, что и Он Посланник Божий. Он говорит: «Я говорю то, что видел у Отца Моего». Иисус принес людям не Свое мнение, а слово пославшего Его Отца. Иисус говорит людям не то, что думает Он, но Он Сын Божий и возвещает людям волю пославшего Его Отца. Люди в лучшем случае могут говорить правду так, как они ее видят. Иисус же говорит правду так, как ее видит Бог.

И вот звучат страшные слова. «Вы, — говорит Иисус, — делаете дела вашего отца». Он только что показал, что Авраам не является их отцом. Кто же тогда их отец? На мгновение ответ задержан. Он появляется в Иоан.8:44 «Ваш отец — диавол».

Те, кто прославляли себя, что они дети Авраама, неожиданно получают обвинения, что они дети дьявола. Ибо человек может проявить свое родство с Богом только своим поведением.

Ни национальность, ни слепые традиции и обряды, ни искренность души, ни искусство — не приближает к Богу. А многие сделали на этом основание. А не постигнет ли разочарование того человека? Ведь от Христа не ожидал такого!

Послушание от скромности. Это не слабость, скромность — это сила.

Авраам — обычный человек. Он послушался и стал героем не имея ничего из того богатства, которое есть у нас. Сегодня проще — есть и Библия, и церковь и опыт поколений. А главное — Бог проявил себя , показал через Христа как сильно Он нас любит.

Виталий Логунов

Опубликовано 17 декабря 2017 г.

Другие библейские уроки