Рождество

С чем у вас ассоциируется рождество? Я понял, что для меня это сложный вопрос, у меня есть чувство — все смешалось! Рождество — и сразу вопрос какое «католическое» или «православное». Есть большая разница между тем как, и даже когда этот праздник отмечается.

Православное рождество — это 7 января, крестный ход, Иисус, храм.

Католическое рождество — это Санта Клаус, елочка, подарки привозит по воздуху, спускается в трубу, эльфы и так далее (западная культура ворвалась в пост-советское пространство). Где там Иисус вообще непонятно. Носки на камине, много американских фильмов об этом празднике.

Во времена Советского союза — Новый год, культура атеизма, Дед мороз, Снегурочка, елка, подарки под елкой. Понятно, что Иисус вообще не в приоритете там был. Мы смотрим на отмечание нового года, как на семейный праздник, посидеть у телевизора, выпить шампанского, съесть оливье с мандарином и посмотреть «Иронию судьбы». Кто-то более изощренно отмечает.

Так а нам-то с вами что делать? Что отмечать и как отмечать. Усложняется это все тем, что это все примерно в одно время, с разницей в неделю до и после. Как нам к этому относиться? Что это для нас?

Прежде всего вот, что хочется сказать:

Один считает, что какой-то день важнее остальных дней. Для другого все дни равны. Пусть каждый поступает по своему разумению. Тот, кто особо чтит какой-то день, делает это в честь Господа, и тот, кто ест, ест в честь Господа, потому что благодарит Бога за пищу. И тот, кто не ест, в честь Господа не ест — он тоже благодарит Бога. (К Римлянам 14:5-6)

Некоторые из нас могут быть смущены всей этой путаницей. А вообще нормально ли отмечать Новый год? А как правильно отмечать рождество, нет ли в этом какого-то язычества, и так далее. Вот, что говорит Писание — хочешь различать, отмечать — отмечай. Не хочешь, не отмечай — все для Господа. Нет такой заповеди в Библии — отмечать рождество Христа. Там есть другая заповедь: Иисус заповедует вспоминать о Нем. Мы по-другому это называем причащением. И делаем это мы значительно чаще,чем раз в год.

Само слово Рождество — рождение кого? Иисуса Христа.

И даже более правильный вопрос: раз это день рождения Иисуса, что делать на нем? Именинника поздравляют, именинника вспоминают добрым словом, говорят ему только хорошее, желают счастья-здоровья, дарят подарки.

В этом смысле то, чем мы будем говорить сегодня будет похоже на причастие, где мы будем вспоминать о Нем. Вспоминать прежде всего в радостном ключе. И тоже мы будем думать о том, кто Иисус для нас. Какое значение Его личность имеет для наших жизней.

Вот, что за события происходили перед тем, как родился Иисус.

В то время вышел указ, в котором император А́вгуст повелевал провести перепись по всей земле. Это была первая перепись, она проводилась, когда Сирией правил Квири́ний. Все пошли на перепись, каждый в свой город. Иосиф тоже отправился — из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давида под названием Вифлее́м, потому что он был из рода Давида, его потомок. Он пошел на перепись с Мариам, своей нареченной, которая была беременна. И когда они были в Вифлееме, ей пришло время родить. Она родила сына-первенца, спеленала его и положила в ясли для скота, потому что в гостинице места им не нашлось. Неподалеку от тех мест были пастухи, они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо. Перед ними предстал ангел Господень, и сияние славы Господней озарило их. Их охватил великий страх. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я несу вам радостную весть — великую радость для всего народа. Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Помазанник, Господь! (От Луки 2:1-11)

Какие у людей ассоциации с именем Иисус Христос? Скорее всего страдания, крест, распятие, фильм «Страсти Христовы», «Иисус Христос — суперзвезда» и т.д. На иконах вы вряд ли увидите улыбающегося Христа. Несмотря на стереотипы, рождение Христа — самое, не побоюсь этого слова, радостное событие всех времен и народов.

Не просто радость, а великая радость.

Пастухам явился ангел. Первая реакция — страх и ужас. Но ангел говорит — я несу великую радость!

Родился Спаситель.

Вас нужно спасать? От чего? От грехов, от зла, которое есть в мире. Мы сами для себя становимся ловушкой, причиняем друг другу зло. И более того, наша жизнь закончится. Хочется ее прожить радостно.

Пастухи пришли к поклонились Иисусу как Господу и спасителю.

Но это были не единственные люди, которые пришли поклониться. Давайте дальше читать.

И вот после того как в иудейском городе Вифлее́ме, при царе И́роде, родился Иисус, в Иерусалим явились с востока звездочеты. «Где новорожденный царь иудеев? — спрашивали они. — Мы видели, как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести». Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение, а с ним и весь Иерусалим. Собрав всех старших священников и учителей Закона, он спросил у них, где надлежит родиться Помазаннику. «В иудейском городе Вифлееме, — ответили они. — Потому что так написано пророком: „И ты, Вифлеем, земля Иуды, не самый малый средь главных городов Иуды: из тебя произойдет вождь, пастырь народа Моего Израиля“». Тогда Ирод, тайно призвав к себе звездочетов, выведал у них точное время появления звезды и направил их в Вифлеем, сказав им: «Ступайте и все в точности разузнайте о ребенке. А когда найдете Его, дайте мне знать, я тоже приду воздать Ему почести». Выслушав царя, они отправились в путь. И вдруг звезда, восход которой они видели, стала двигаться перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был ребенок. Когда они увидели звезду, они очень сильно обрадовались. Войдя в дом, они увидели ребенка и Марию, Его мать, и, встав на колени, склонились перед Ним ниц, а потом, достав ларцы с сокровищами, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну. (От Матфея 2:1-11)

Волхвами, или мудрецами, назывались ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники в пределах Персии, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии — Великом Царе Израильском.

Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке. Однако Евангелист Матфей говорит о волхвах в позитивном смысле, как о людях, совершающих благочестивый поступок, в отличие от иудеев, не принявших Спасителя. Языческий мир признал Спасителя, а богоизбранный народ не узнал своего Господа и Творца. Говоря о волхвах, евангелист употребляет термин μάγοι (маги, волшебники). В античной литературе существуют 2 значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи. Из какой страны пришли эти мудрецы-звездочеты, определенно сказать невозможно, но скорее всего, из Персии или Вавилонии.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары по восточному обычаю, соблюдавшемуся во время представления царям, посольств к ним и др.

Дары подносились по достатку приносивших. В данном случае волхвы принесли Христу произведения земли своей. Волхвы принесли Христу: золото, ладан и смирну. С своим приношением сами они едва ли соединяли какой-нибудь символический смысл. Но этот смысл сделался понятен последующим толкователям.

В подарках волхвов можно видеть следующее значение: золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как первосвященнику и Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).

Как дары выглядят сейчас: золото представляет собой 28 пластинок различной геометрической формы с разными узорами, которые ни разу не повторяются. Смирну и ладан соединили вместе, сейчас это около 70-ти темных шариков, похожих по форме на маслины. Они нанизаны на серебряную нить, которая крепится к золотым пластинам.

https://foma.ru/daryi-volhvov.html отсюда картинки

Из-за того, что каждый из даров открывает нам Христа по-разному, отдельное значение Его фигуры и личности, я предлагаю о каждом из них отдельно поговорить. Это будут три наших пункта сегодня.

Иисус — наш Царь

Золото — царский дар в виде дани или подати. Золото в древние времена считалось самым ценным металлом, из которого изготавливались разные украшения и предметы быта для царей и влиятельных людей.

Иисус — Царь Царей. Вот этот младенец, которого они видели, ему суждено было стать царем. И не просто царем, а царем царей.

И я увидел раскрытое небо — и вот белый конь и Всадник на нем. Его называют Верный и Истинный, Он судит и воюет по справедливости. Его глаза как пылающий огонь, на голове у Него множество корон. У Него имя, написанное на Нем, которого никто не знает, кроме Него самого. На Нем плащ, окрашенный кровью; и имя, которым Он зовется — Слово Божье. Небесное воинство следовало за Ним на белых конях, одетое в тонкий лен, белый и чистый. Из уст Его исходит острый меч, чтобы поразить им народы; Он будет пасти их железным жезлом; Он топчет в давильне вино ярого гнева Бога Вседержителя. У Него на плаще и на бедре написано имя: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОД. (Откровение 19:11-16)

Царь царей и Господь Господ. Как вам такая картина? Иисус на белом коне в белых одеждах. Множество корон, глаза как пылающий огонь, из уст острый меч. Даже сложно представить себе, но это вызывает только трепет, благоговение перед Ним.

Послание Колосянам говорит, что Он «есть глава всякого начальства и власти».

Иисус — царь, что это значит? Это значит все без исключения поклонятся Ему. Это значит он начальствует над всеми. Что Он скажет, то и произойдет.

Если мы называем Иисуса нашим царем, это значит, что мы решаем во всем подчиняться Ему беспрекословно. Значит мы признаем Его власть над нами. Значит мы становимся послушными Ему. Если он что-то заповедует нам делать, то мы, опять же, послушны.

Нравится ли вам быть послушными? Думаю, это непопулярная идея сейчас. Мне кажется, момент послушания особенно актуален для нас с вами сейчас. Я вижу многим не хочется быть послушными наставникам в церкви, начальникам на работе. Иногда властям. Нам кажется, что это унижает нас быть отчетными или вообще отвечать перед кем-то. Если ты подросток, тебе не хочется слушаться родителей. Если ты студент, не хочется слушать преподавателей или деканат, который расписание неудобное устанавливает. Если ты жена, не хочется слушаться мужа, мужу не хочется согласовывать свои решения с женой. Мы живем в свободной стране, мы знаем свои права.

Иисус не всегда был царем. Он стал им после всех событий, которые произошли в Его жизни. А как же так получилось, что Иисус стал царем? Бог вознес Его.

Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, но добровольно лишился всего, приняв природу раба и человеком родившись. Он был во всем человеку подобен, но еще больше себя умалил и так был послушен, что принял и смерть саму — смерть на кресте. За это Бог вознес Его над всеми и Имя даровал превыше всех имен, чтобы пред именем Иисуса всякое колено преклонилось — на небе, на земле и в преисподней — и всяк язык провозгласил, что Иисус Христос — Господь, во славу Бога Отца. (Филип. 2:6-11)

Армейское правило: «Командовать умеет лишь тот, кто умеет подчиняться».

И вот путь Христа — через послушание Богу Он научился быть послушным, и Бог вознес Его. Он тот, кто умеет подчиняться. И теперь Он царь. Мы сегодня отмечаем рождество Христа — царя царей, того, кто научился быть послушным и Бог Его вознес. Он наш пример послушания Богу.

Тем, что Иисус был во всем послушен Богу, Он обличает нас в нашем стремлении делать только то, что мы сами считаем правильным. Если Для нас Иисус — царь, значит мы должны подчинить Ему свою жизнь.

Иисус — Бог.

Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. Как и сейчас, в ветхозаветные времена использовался за богослужением. Каждение ладаном символически выражает благоговение человека перед Богом.

Изначально был Тот, кто называется Словом. Он был с Богом, и Он был Бог. Он изначально был с Богом. Через Него все было сотворено, ничто не было сотворено без Него. Он был источником жизни, и жизнь была светом для людей. Свет сияет во тьме, и тьма его поглотить не смогла.

И Тот, кто называется Словом, стал человеком и жил среди нас. Мы видели Его Божественное величие и силу — Он получил их как единственный Сын у Отца, — воплощение милости и истины.

Бог дал закон через Моисея, а милость и истина явлены через Иисуса Христа. Никто никогда не видел Бога. Только Бог — единственный Сын, пребывающий рядом с Отцом, — Он открыл нам Его. (От Иоанна 1:1-5, 14, 17-18)

Что значит Бог? Бог — это творец, создатель, существо обладающее непостижимой силой и властью. Существо, которому люди поклоняются. Достойное того, чтобы перед ним трепетать. Тот, кто создал нас по своему образу и подобию.

Меня всегда волновал вопрос — как выглядит Бог. Раз Он создал нас по своему образу и подобию, значит Он должен быть похожим на нас. Как люди обычно рисуют Бога? Дедушка с бородой — самая популярная картинка. Мы представляем, что Бог на небесах, и иногда Его изображают как какое-то солнце с лучами в облачках. Но как Он на самом деле выглядит?

А вот этот стих прямым текстом говорит нам. Бога никто никогда не видел. И только Иисус явил Его нам. То есть, если вы хотите представить какой Бог, представьте себе Иисуса и вы точно не ошибетесь.

А Фомы, по прозвищу Близнец, одного из двенадцати, не было с ними, когда приходил Иисус. Мы видели Господа! — сказали ему другие ученики.— Пока я не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку руку, не поверю! — ответил он. Через неделю Его ученики снова были вместе, и Фома тоже был с ними. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал перед ними и сказал:— Мир вам! А потом говорит Фоме: — Давай палец! Вот Мои руки. Давай руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь! Господь мой и Бог мой! — воскликнул Фома. (Иоанна 20:24-28)

Мне нравится этот отрывок, потому что это поучительный пример. Фома один раз не пришел на собрание —и уже все, пока не увижу, не поверю. Пожалуйста, друзья, не пропускайте собрания церкви.

Но еще здесь меня трогает то, что в конце концов Фома говорит Иисусу и кем он Его называет «Господь мой и Бог мой». Он признает власть Иисуса над собой и Он признает Иисуса Богом. Иисус несколько раз прямо или косвенно говорил о том, что Он Бог. «Я и отец — одно». «Я есмь сущий». Когда ученики просили Его «покажи нам Отца», Он отвечал «я так давно с вами, а ты меня не знаешь?»

Из-за того, что наш разум ограничен, нам сложно понять как это, но Иисус и есть Бог, Он и есть творец вселенной. Через него вся земля была сотворена.

Если Иисус — наш Бог, значит мы должны почитать Его как Бога и поклоняться Ему. Песни, которые мы поем — это поклонение. Наше служение церкви и братьям и сестрам — это поклонение. То, что мы отдаем Ему свое время и свои деньги жертвуем — это наше поклонение. Если мы помогаем тем, кто нуждается — это поклонение Богу.

Ваша жизнь, она показывает людям вокруг, что у вас есть Бог? Что этот Бог — Иисус Христос?

Более того, Бог достоин того, чтобы мы отдали ему не просто что-то, но как Авель, о котором мы недавно изучали, отдать Ему самое лучшее, что у нас есть.

Отмечая рождение Иисуса Христа, мы празднуем день, когда Бог пришел во плоти в этот мир. Сам Бог посетил нас с вами. Мне кажется, это очень хороший повод радоваться!

Иисус — смертный человек

Смирна — смола, получаемая от африканских и индийских деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом. В еврейской традиции использовалась для помазания умерших.

Иисус — Бог пришел на землю во плоти, в теле. Обычный человек — он был младенцем, потом он рос обычным ребенком, и стал мужчиной.

Интересно, что в Библии нигде нет указаний какого роста был Иисус, какой цвет волос у него был, есть только туринская плащаница, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. Часть верующих убеждена, что на плащанице — подлинные отпечатки лика и тела Христа, отчего Туринская плащаница ценится как одна из важнейших реликвий христианства. Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых. Православная церковь не имеет официальной позиции по вопросу её подлинности; ряд церковных деятелей считает её подлинной.

Есть также множество икон, картин, где разные художники изображали Христа. Есть реконструкция лица Иисуса. Учитывая местность — Иудею, вот как Он должен быть выглядеть.

Итак, раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус, Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем. Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха. (Евреям 4:14-15)

Это было обычное тело, как у любого из нас. Это было не какое-то сверхтело, как у супермена, который летал вокруг земли за секунды и решал вопросы. Он уставал. Ему нужно было спать. Однажды Он заснул в лодке. Так крепко, что не чувствовал шторма. Его силы были ограничены. Когда он людей исцелял, Он чувствовал, что силы уходят. Когда он в сандалиях шел по пустыне, камешки забивались Ему в сандали и мешали. Он чувствовал всю боль, которую причинили ему те, кто распял Его.

Бог понимает нас, Он прочувствовал боль. Он знает, что это такое. Он способен сопереживать нам

Иисус испытал все, кроме греха. Это была одна из Его целей — показать людям, что это возможно, будучи обычным человеком, быть праведным — исполнить все заповеди, проявить любовь.

Теперь у нас не может быть оправданий для греха. Ну, у меня слабое тело. Я не могу, я всего лишь человек — Иисус смог, значит мы тоже можем победить грех. Давайте просто верить в это.

Есть еще один глубокий смысл, который был заложен Богом в Его явление во плоти. Эта плоть должна была быть принесена в жертву.

Но когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ, Он прошел через большее и еще более совершенное святилище, нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным. И вошел в Святое Святых раз и навсегда, и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью, снискав для нас вечное искупление. Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту, то насколько больше силы имеет кровь Христа, который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву! Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить Живому Богу. (К Евреям 9:11-14)

Для искупления грехов по закону Моисея нужно было принести в жертву животное и кровью окропить тех, кто согрешил. Их плоть, их тела были принесены в жертву. Иисус принес свое тело в жертву, которая стала абсолютной жертвой на все времена. Его пролитая кровь способна очищать каждого человека от греха. Нам нужно лишь исповедовать наши грехи и раскаяться.

Когда мы празднуем рождение Христа — это повод вспомнить кто Он для нас.

Иисус наш ЦАРЬ — давайте же будем послушны Ему как нашему Господу и царю нашей жизни.

Иисус наш БОГ — давайте будем поклоняться Ему как Богу, делая реальные дела.

Иисус человек — давайте забудем о любых оправданиях. Он победил свою плоть, свою греховную натуру и показал нам как можно быть праведным.

И, конечно же, Иисус спас нас, став непорочной жертвой и искупив наши грехи.

Александр Соловьев

Опубликовано 23 декабря 2017 г.

Другие библейские уроки