Блаженны нищие духом

 

Мы начинаем серию уроков из библии «Заповеди блаженства».

Это несколько стихов в библии, в Новом завете, которые говорят о «блаженстве». Они встречаются в трех из четырех Евангелий. В евангелии от Матфея — это начало пятой главы. И это также самое начало так называемой Нагорной проповеди Иисуса. Возможно, ключевой Его проповеди, где Иисус очень много и глубоко говорит о Боге, о Его взгляде на мир и отношении к людям.

Один из новейших немецких критиков (Иог. Вейс) говорит, что эта речь Христа «всеобъемлющая и богатейшая по содержанию, не исчерпывается никаким толкованием и не переживается никакой человеческой жизнью».

Заповеди блаженства — это 10 стихов, которые содержат невероятную глубину божьего взгляда на людей, Его сострадания и любви и той надежды и веры, которую Он хочет нам дать. Когда читаешь эти стихи, это дает такой мир, спокойствие и надежду, что все будет хорошо.

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. (Матф.5:1-12)

Большие споры шли насчет того, сколько блаженств. По факту если брать слово блаженны, то 9.

Безусловно хочется постичь всю эту глубину. И сегодня мы с вами начнем с первой заповеди.

Итак, блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны

Слово блаженны, употребленное во всех блаженствах — особое слово. В греческом это «макариос» — слово, которым характеризуются прежде всего боги. Христианству присуща Божественная радость.

Значение слова макариос становится понятным из следующего примера.

Древние греки всегда называли остров Кипр «хе макария» (то есть, прилагательное макариос в женском роде), что значит «Остров счастливый». Греки считали, что Кипр — такой прекрасный, богатый и плодородный остров, что человеку незачем покидать его, чтобы узнать счастливую жизнь. На этом острове был замечательный климат, цветы, фрукты, деревья, минералы и природные ископаемые.

Словом макариос часто характеризуют затаенную радость, радость безмятежную, интимную, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни.

Русское слово «счастье» — однокоренное со словами «часть», «участь», имеет по словарю долю значения рок, судьба. Человеческое счастье зависит от случайности, от жизненных перипетий; жизнь и случай могут дать человеку счастье, но могут его и разрушить.

Макариос соответствует еврейскому «ашре» («эшер»), которое преимущественно означает спасение. С этого слова начинается первый псалом.

Таким образом, под блаженными, если принимать во внимание значение греческого и еврейского слов, стоит понимать людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство.

Христианское блаженство — это нечто глубоко внутреннее, не подверженное никакому влиянию извне.

Радости вашей, — сказал Иисус, — никто не отнимет у вас. (Иоан.16:22)

Иисус был примером этой радости.

Блаженство —это радость, которая пронизывает нас даже через страдания. Ее не могут ни затронуть, ни разрушить ни печаль, ни потеря, ни боль, ни страдания; эта радость сияет нам сквозь слезы и ее не могут отнять ни жизнь, ни смерть.

Нищие Духом

Если со словом «блаженны» все более-менее понятно, то гораздо больше вопросов вызывает выражение «нищие духом». Когда я только крестился, я вообще очень буквально и неправильно воспринимал этот стих. Я думал, Иисус просто хотел утешить нищих, малоимущих людей, сказав им, что они блаженны, что им уже принадлежит царство небес. Я размышлял, что раз у них ничего нет, Бог автоматически пожалеет их и примет в раю. А вот если ты не совсем нищий, или вообще богатый, тут тебе нужно будет потрудиться. К тому же еще есть слова Христа о том, как сложно богатому войти в царство небесное.

Надо сказать, что у Луки в греческом оригинале сказано просто «нищие», без прибавления Духом (в русской и славянской библиях).

В разных комментариях встречается около 20 переводов этого выражения. Например: нищие, нищие духом, смиренные, принявшие на себя добровольную бедность, бедные души, бедные дети, несчастные, нуждающиеся в помощи, уповающие на Бога и так далее.

Греческое слово «нищий», птох’ос соответствует еврейскому «ани», что значит бедный, неимущий, а также смиренный, кроткий.

«Благочестивый, который тяготится в своем сердце сознанием, что он жалок и беспомощен, обращается к Богу и не знает, и не ожидает для себя никакой помощи, кроме той, которой он просит от милосердного Бога, есть истинный ани».

Скорее всего наиболее правильным пониманием этой фразы является «смиренные или скромные».

Почему же тогда Иисус так прямо не говорит «смиренные»?

У нагорной проповеди есть очень важное свойство — она так хорошо приспособлена к нравам и понятиям окружающей Иисуса толпы простого народа, что как только мы забываем об этой толпе и начинаем пускаться в различные отвлеченности, искать глубинный смысл, то выражения Христа становятся не вполне ясными. Нам важно вообразить какой была толпа окружавших Иисуса людей, чтобы понять значение первого блаженства, а за ним и всех остальных.

Люди, собравшиеся из разных мест, в разных одеждах, разных возрастов и положений. Эти люди смотрели Ему в рот, они ждали, чего Он скажет. На это указывает та фраза, что «Он отверзши уста, учил». Мы так сейчас не говорим «Виталий Логунов отверз уста, открыл свой рот, и сказал». То есть даже момент, когда Он открыл рот, люди ярко запомнили, потому что они сидели и ждали, когда Он начнет говорить. Они жаждали услышать Его слова. Тогда значение «блаженны нищие духом» достаточно легко понять. В этом смысле они были нищими — жаждущими, нуждающимися.

И когда они столкнулись лицом к лицу с Христом, личностью, исполненной невероятной силы Духа, они и чувствовали свою бедность, нищету.

Из других мест в Писании мы знаем, что у Иисуса было удивительное свойство — Он видел людей насквозь. Он мог посмотреть на человека и сказать — вот, что тебе нужно сделать. Вот, о чем ты беспокоишься. Вот, в чем ответ на твои переживания.

Мне нравится одна иллюстрация.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. (Иоан.1:45-49)

Удивительно, Иисус не говорит ничего особенного — «Израильтянин, в котором нет лукавства. Я видел тебя под смоковницей». После этих фраз Нафанаил по сути признает Иисуса Сыном Бога и царем Израиля. Что там такое произошло под смоковницей? Я могу только предположить, что он там молился, возможно у него был очень честный разговор с Богом, может он какой-то обет дал Богу. Может это было что-то личное для него, он убедился, что его никто не видит и молился Богу.

Что я имею ввиду — Иисус видел людей насквозь, от Него исходила невероятная сила, которая привлекала к Нему.

И я представляю, что Иисус, оглядывая этих людей, которые там собрались, ко всем сказал — вы блаженны, если вы жаждете слова Божьего. Потом посмотрел на кого-то рядом, увидел человека, который плачет, или плачущего ребенка, которого трудно было успокоить, и сказал — блаженные плачущие, ибо они утешатся. Потом увидел еще кого-то, распознал в нем очень кроткого человека, и сказал — блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Потом увидел другого человека, у которого был какой-то грех на душе, в котором ему было очень стыдно исповедоваться, и сказал — блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Скорее всего этот человек подумал «откуда Он знает?» и сразу же твердо решил — дослушаю проповедь и пойду расскажу всю правду. И так далее.

Нуждаешься ли ты в Боге? В современном обществе, как мне кажется, люди привыкли полагаться только на себя. Некоторые на свои связи. Обычно человек начинает осознавать нужду в Боге тогда, когда у него в жизни все сложно. Когда он чувствует, что не может повлиять на окружающие обстоятельства. А когда у него все получается, есть деньги, он наверное и не задумывается о Боге.

Я хочу показать вам еще одну историю из Писания. Про Петра, который после этих событий решил последовать за Христом, в конце концов всю жизнь положил, чтобы проповедовать о Нем.

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. (Лук.5:1-11)

На кого они уповали, всю ночь ловив рыбу?

Как сейчас в твоей жизни все работает? У тебя все получается? Во всем есть успех?

Или может ты чувствуешь, что бьешься в стену, и ничего не получается? Ищешь работу, ходишь на собеседования, но все тебе не нравится или тебя не берут? Работаешь много, днями ночами, как те рыболовы. А улова нет. Пытаешься повлиять на своих детей, а они не слушают тебя. Пытаешься укрепить отношения с мужем или женой? Пытаешься найти себе спутника жизни?

Петр упал на колени, почувствовав присутствие силы Бога. Он сразу готов был во всех своих грехах исповедоваться.

Может быть нам нужно вновь вернуться в это состояние? Почувствовать себя нищими духом? Ощутить жажду по Богу, жажду по Его слову.

Их есть Царство Небесное

Как мы говорили раньше, под блаженными, если принимать во внимание значение греческого и еврейского слов, стоит понимать людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство.

О чем Иисус говорил прежде всего, призвал учеников проповедовать, что царство небесное пришло, что пришло спасение через Христа.

После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. (Мар.1:14,15)

Евангелие — благая весть о Любви Бога и о Христе. Бог хочет спасти людей от смерти. Но Царство Небесное предназначено для тех, кто жаждет Слова Бога, жаждет слышать Его, жаждет быть с Ним.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

В книге Откровения снова используется слово «блаженны». И это тоже слова Христа. Вот, что Он говорит:

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. (Откр.22:13,14)

Блаженны — то же слово, макариос. Вечное спасение и блаженство уготовано тем, кто соблюдает Его заповеди.

Когда ты нищий духом, когда ты осознаешь нужду в Боге, ты смирен перед Ним, ты готов сделать все, что Он скажет тебе. Об этом и говорит Иисус.

Где мы сейчас в этом отношении?

Итак, блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное.

Нуждаетесь ли вы в Боге?

Если вы когда-то это ощутили и посвятили свою жизнь Христу, нуждаетесь ли вы в Нем так, как в первые дни?

Александр Соловьев

Опубликовано 19 января 2018 г.

Другие библейские уроки