Блаженны кроткие сердцем

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. (Мат. 5:1-5)

Все заповеди блаженства категорически противоположны тому, о чем думает человек сегодня. Мир думает о проявлении себя силой, властью, знакомствами, самоутверждением.

Но Христос отличался от всех учителей того времени. Он принес нам не просто знание о внешнем, или как всё устроено. Он рассказал как нам найти мир с Богом.

Каково же призвание и назначение человека на земле?

По отношению к Богу самой главной целью человека является непрестанное прославление Его Святого имени.

Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. (1 Кор. 6:20)

Итак едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. (1 Кор.10:31)

Наше желание порадовать Бога — как желание ребенка принести радость родителям.

К сожалению, мы видим, что людям нужно много от Бога, но не самого Бога.

По отношению к самому себе важно постоянно развивать и совершенствовать своего внутреннего человека. Человеческая душа — это великое сокровище с богатой, скрытой духовной энергией, которая должна все больше и больше освящаться Святым Духом. Таланты, которые даровал человеку Господь, он должен употребить на освоение природных богатств земли, одухотворение материи и окружающей среды. Словом, человек призван работать над собою и вокруг себя.

Мы что-то потеряли в себе, когда потеряли отношения с Богом. Заповеди блаженства помогают нам вернуть в себе то, что развивает нас и совершенствует. Созданный «по образу и подобию Божию» человек призван содействовать всякому подлинному прогрессу и совершенствованию в любой области жизни. Человек является и посредником тех благ, которые Господь ему даровал для выполнения порученного ему дела. Все человечество в плане Божьем — это единая великая семья, где, подражая Христу, каждый должен трудиться для блага другого.

Нагорная проповедь

Заповеди Блаженства призывают нас понять нашу собственную слабость и нищету. Ставят перед нами необходимость видеть Бога не только в десяти заповедях Моисея, но с большей силой жить как Христос.

10 заповедей Моисея ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно и повелевают о некоторых приоритетах.

Заповеди Блаженства Христа учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства или святости. Они о состоянии сердца. Святость — это наивысшее счастье — блаженство, которого может желать человек.

Вопрос не «что делать?», а «какими нам нужно быть?» Если кто-то думает, что может жить христианской жизнью сам по себе, своими возможностями, знанием, показывает, что еще незрелый последователь Христа.

Каждый христианин независимо от характера и воспитания должен быть кротким. И это качество является результатом новой природы человека.

Кротость — это не слабый, робкий, неуверенный, бездеятельный, вялый, не способный реагировать на острые моменты.

Кротость — не гибкость, сентиментальность, это не мир любой ценой.

Кротость — не то с чем рождаемся, это выбор нашего сердца из-за смелости во Христе.

Примеры кротких людей из библии:

Моисей — кротчайший человек. Вывел миллион евреев из Египта. Вырос при дворце, как сын фараона. Как вы думаете, он мог покорять и подчинять?

Давид — помазали на Царство, но кротко ждал своего времени. С терпением сносил несправедливости царя Саула.

Хороший пример — Савл (Павел). Вам досталось бы от него: не важно православный вы, католик или протестант — для него вы сектант, следующий за Иисусом. Он в итоге отложил знания Закона и позволил Иисусу изменить его взгляд, и потом вся его сила и навыки уже служили Церкви Христа.

Иисус — терпел и благословлял.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. (Мат.11:28-29)

Этические добродетели полагаются как середина между двумя крайностями. Например, мужество — середина между безрассудной смелостью и трусливостью, щедрость — между скупостью и расточительством, кротость — между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу. (Аристотель)

Если мы спросим, когда можно гневаться и когда нельзя, то мы можем в качестве общего правила предложить, что никогда не нужно сердиться и гневаться из-за оскорблений или обид, причиненных нам лично. Христианин не должен сердиться из-за этого. Однако человек вправе негодовать, когда обиды нанесены другим людям. Эгоистический гнев — это всегда грех, а самозабвенный гнев может быть одной из величайших моральных движущих сил в мире.

Самая большая ошибка христиан, когда они думают, что они никто и ничто. Да, Бог таких призывает, но трансформирует их в сильные личности, которые способны изменить мир.

Быть кротким — быть спокойным, когда всё бушует.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. (Притчи 16:32)

Слово PRAUTES (кротость) — обозначало домашних животных, которые научились жить под контролем, стали домашними. Разве собака не бесстрашная? Разве бык не силен? Разве лошадь не может быстро убежать от меня? Их научили послушанию, и это отделило их от остальных животных.

Кротость — это сила под контролем, сила, подчиненная Божьему контролю. Человек доверяющий, что Бог всё контролирует, не спешит мстить, выказать свою силу. Мир в сердце от Бога — утешает и делает его мужественным.

Кроткий — имеющий правильный взгляд на себя. Уважающий и себя и людей рядом с собой. Он не будет превозносится, хвастаться, и самоутверждаться на фоне других. Если бы Христос хотел на фоне нас самоутвердиться, у Него бы неплохо это поучилось. Но Он сказал : «Я кроток и смерен духом» (Мф. 11:29).

Пусть за тебя говорят твои поступки, а не твои связи, внешний вид, прошлое.

Кроткий знает, что он нищий духом и без Бога — ничто и нуждается в Царстве Бога.

Первая ступень в постижении любого знания — осознание того, что я чего-то не знаю.

Нам не многие знания нужны, нас двигает осознание расти и укрепляться во Христе.

Римский учитель риторики Квартилиан сказал: «Они могли бы быть великолепными студентами, если бы не были совершенно убеждены в том, что все уже знают».

Итак, христианин — новое творение. Его отношение — новое. Он принадлежит к совершенно другому Царству.

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. (2Кор. 5:17)

Древнее — ἀρχαῖος. Первозданное, первичное, начальное — прошло. Нельзя прийти к Богу на своих условиях.

Мы действительно готовы к этому?

Итак, Он принадлежит к совершенно другому Царству!

«...наследуют землю»

В то время Иудеи были в оккупации Римской империи. Они молили Бога о свободе и независимости, политической свободы от Рима, как это было при Давиде, Соломоне. Они молили о восстановлении полноценного и настоящего служения в храме и о Царе из рода Давида. Их Мессия принесет им долгожданную свободу и победу Иудаизма и Великого Единого Бога над всеми и установление Его власти на земле! Евреи долго не имели своей земли, с трудом получили, были согнаны, потом вернулись, потом оккупированы.

Иисус разочаровывает их. И пальмовые ветви сменяются на возгласы: «Распни его!» И Его проповеди — это не призыв к революции, а призыв к кротости.

А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. (Пс. 36:11)

Они были на своей земле, но не имели мира на ней. Как же это нервировало их.

Они «наследуют землю» — перефразирование всего Второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

«Они унаследуют землю».

Эта земля не берется силой, хитростью, коварством, авторитетом. Эта земля — наследие.

Вступали ли вы в наследие? Не иметь — но вдруг стать обладателем. Это манит, на этом аферисты делают деньги — присылают письма от адвоката из ЮАР, о том что ваш однофамилец поручил найти в России после смерти наследника многомиллионного достояния. И вот он дает тебе надежду, а вдруг это ты?

Христиане не спекулируют тем, чего не знают. Мы не были в той земле. Мы сами молимся, чтобы дойти и никого не потерять. Ни себя, ни родных.

Унаследовать землю и постоянно бояться, что тебя прогонят. Даже сегодня границы двигаются. Силой или политикой. Ты получаешь документ на собственность, а приходят обстоятельства выше тебя, и ты со своей бумагой — ничто. В нашей цивилизованной Европе в прошлом веку это было несколько раз.

Если обещания легко можно забрать, то ценность этого не велика.

И тогда я увидел новое небо и новую землю, ибо прежние небо и земля исчезли, и моря больше не существовало. Увидел я и город святой, новый Иерусалим, спускающийся от Бога с небес и украшенный, как новобрачная, нарядившаяся ради мужа своего. И услышал я громкий голос, раздавшийся от престола: «Смотрите, обиталище Бога теперь среди людей. Он поселится теперь среди них, и будут они Его народом, и Он будет их Богом. Осушит Он слезы с глаз их и не будет более смерти. Не будет более ни скорби, ни горя, ни боли, ибо всё старое исчезло». И тогда Сидящий на престоле сказал: ... Тот, кто одержит победу, унаследует всё это. Я буду его Богом, он будет Моим сыном." (Откр. 21:1-7)

Если вы внимательно посмотрите на нагорную проповедь и на обещания данные в конце книги Откровения Иоанна, вы увидите сходство.

Итак, сила облеченная в кротость, доверие Богу.

...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мтф 11:29)

Эта сила запечатана внутри человека для правильного использования. Бог не хочет, чтобы мы были слабыми, Он хочет, чтобы мы были кроткими.

Библия учит, что это один из ключей к снижению напряжения в вашей жизни.

Это позволение Богу быть Богом в вашей жизни.

Виталий Логунов

Опубликовано 4 февраля 2018 г.

Другие библейские уроки