Теология креста в евангелии от Иоанна или Что значит для нас крест Иисуса




Наверное, невозможно представить ни одну религию без внешних ассоциаций. Мусульмане, буддисты, шаманы, кришнаиты, христиане — думая о каждом, мы невольно представляем себе образ, с которым мы связываем их веру с их богом. Человеку проще иконизировать то, во что он верит.

Мы вернемся еще к мысли, что Иисус не оставил после себя ни своих записей, ни одежды, ни креста, ни мощей, ни зданий, ни амулетов. Только память о поступках и учение, которое передавалось из уст в уста, и пример, который передавался от человека к человеку.

Но мозг человека стремится все упростить и облегчить. Проще поставить на самое высокое и видное место символ веры, чем прийти в жизнь человека с примером и с учением Христа. И если раньше на высотах стояли капища, то сегодня — особенные здания, и особенные люди в особенных одеяниях делают что-то особенное. И всё это ради того, чтобы мы верили в Бога. Как это отличается от того, что происходило за 700 лет до рождения Христа.

Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, — каждый народ в своих городах, где живут они. (4 Цар 17:29)

Место поклонения славянским божествам называется капищем. Одно из главных сооружений языческого мира хранило великую мудрость предков, сооружавших святилища округлой формы под открытым небом. Капище, вход в которое обязательно украшался, возводилось на возвышенности и огораживалось частоколами и рвом.

Что сегодня мы видим на высоте? Небоскребы? Но еще 100 лет назад культовые здания были выше всех остальных не только в Питере. Итак, любой житель мог видеть купол и соответственно крест на вершине. Я не говорю, что это плохо, просто видеть крест и понимать, что крест значит для тебя — вот что важно.

Где только не увидишь крест сегодня! На груди, на куполе, на стенах, над могилами, на карте, в наколках, как украшение, в символах. У римлян крест — это орудие казни, жестокое и позорное.

Я предлагаю сегодня поговорить на эту тему — что значит для нас крест Христа?

Нам очень поможет апостол Иоанн. В своем евангелии, он ответит для нас на этот волнующий вопрос. Я хочу провести вас через экскурс событий и разговоров, описанных Иоанном.

Время

И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. (Ин 2:3-4)

Мать Христа: «Иисус, это нормально, что на свадьбе закончилось вино?» Это позор для семьи жениха и невесты, если вино заканчивалось. Нужно срочно спасти положение, только чудо спасет! Чудо! Иисус, чудо!

Иисус: «Еще не пришел час Мой».

Он знает, что придет час, когда Он явит славу Бога.

После этого Иисус странствовал по Галилее. Однако Он не хотел идти в Иудею, так как иудейские предводители пытались убить Его. Приближалось время иудейского праздника Укрытий. Братья Иисуса сказали Ему: «Тебе следует уйти отсюда и отправиться в Иудею на праздник, чтобы и Твои ученики смогли там увидеть, какие дела Ты совершаешь. Тот, кто хочет, чтобы люди узнали о нём, не держит в тайне свои дела. Если Ты совершаешь эти дела, то яви Себя миру». Даже Его собственные братья не верили в Него. Иисус же сказал им: «Моё время ещё не настало... (Ин 7:1-6)

Его родные братья: „Яви себя, войди в историю народа Израиля!“

Иисус: „Мое время еще не настало...“

Он целенаправленно жил ради какого-то момента, который был впереди. Он о нем знал и ждал именно его.

Среди тех, кто пришёл в Иерусалим на поклонение в праздник, были греки. Эти греки пошли к Филиппу, который был родом из Вифсаиды в Галилее, и сказали ему: „Господин, мы хотели бы встретиться с Иисусом“. Филипп пошёл к Андрею и сказал ему об этом, и тогда Филипп и Андрей отправились вдвоём к Иисусу и рассказали Ему об этом. На это Иисус ответил им: „Настало время для Сына Человеческого принять славу Свою. Истинно говорю: если зерно пшеницы не упадёт на землю и не умрёт, то оно останется одно, а если упадёт на землю и умрёт, то принесёт множество зёрен.“ (Иоан 12:20-24)

Вот Он говорит: „Настало время для Сына Человеческого принять славу Свою“. И знаком послужило то, что Его стали искать язычники. Мы с вами язычники в прошлом. А пришел Иисус к евреям. Когда чаша наполнилась и была готова перелиться через край, т.е. когда не только евреи, но и язычники открыли сердце для Бога — Иисус понял: „Настало время для Сына Человеческого принять славу Свою.“

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив своих, находящихся в мире, до конца возлюбил их. (Ин 13:1)

Может быть, читая Библию вы не обращали внимания, что Христос жил ради исполнения в назначенное время своей миссии. Ведь Христос в переводе с греческого Помазанник. Помазанный на исполнение определенной цели.

Поэтому Его спрашивали: „Ты ли Христос? Или ждать другого?“ Знал ли Христос, что его ждет?

Моисей поднял на шест змею в пустыне. Так и Сын Человеческий должен быть вознесён, (Иоан 3:14)

«И когда Я буду вознесён над землёю, то привлеку к Себе весь народ». Так говорил Он, чтобы показать, какую смерть Ему суждено принять.» (Иоан 12:32-33)

Да, Иисус знал не только ради чего Он пришел, но и как Он отдаст свою жизнь. Вознесен на древе. Все увидят. Люди не смогут пройти мимо Его смерти.

Час про который говорил Иисус — это время когда Он явит себя всем. Это о моменте, когда Он будет на кресте. Вся Его жизнь — это ожидания дня, когда Он возьмёт крест.

«Потому Отец и возлюбил Меня, ибо Я отдам жизнь, чтобы вновь обрести её. Никто не отнимает её у Меня, но Я сам отдаю её по собственной воле, имею власть отдать Свою жизнь и имею власть взять её обратно. Вот что приказал Мне Отец Мой». От этих слов опять начались споры между иудеями. Многие из них говорили: «Он одержим бесом и не в Своём уме. Что вы Его слушаете?» (Иоан 10:17-20)

Иудеи недоумевали: «Да что вы слушаете его! Как это «Никто не отнимает её у Меня..»? Разве невозможно подстроить, отравить, убить, казнить? У кого угодно можно отнять жизнь. Но у сына Бога — нет. Только если Он сам её не отдаст. Это раздражало иудеев. Этим Он приравнивал себя с Богом. А что было на самом деле?

Тогда они попытались схватить Его, но никто не осмеливался прикоснуться к Нему, ибо время Его ещё не настало. (Иоан 7:30)

Всё это говорил Иисус, когда проповедовал во дворе храма, стоя возле сокровищницы, и никто не схватил Его, ибо время Его ещё не пришло. (Иоан 8:20)

«Я и Отец — едины». Собравшиеся иудеи снова стали подбирать камни, чтобы побить Его.

Фарисеи услышали, что люди говорят об Иисусе. Тогда главные священники и фарисеи послали стражников храма схватить Его....Тогда стражники храма возвратились к главным священникам и фарисеям, и те спросили их: «Почему вы не привели Его?» Стражники ответили: «Ни один человек до сих пор не говорил так, как Он!» Тогда фарисеи ответили им: «Неужели и вы тоже поддались Его обману?» (Ин 7: 32,45-47)

Да и люди между собой стал поговаривать: «Раз священники не могут Христа остановить, то наверное Он и есть Миссия?» Люди удивились. А я вам скажу, ничего удивительного. Что Бог решил — так и будет. И не только в этом Бог прав и не ошибся. Он сказал, что умрет на древе вознесенным — так и произошло.

Никто не мог причинить ему вреда. Потому что Он знал, что Бог Его бережет для другого. Сколько раз иудеи брали в руки камни, чтобы закидать его. И не смогли разжать кулаки с булыжниками. Потому что Бог Его берег для креста.

А еще Иисус сказал, что Он сам отдаст свою жизнь, по собственной воле. (Иоан 10:17). Как это?

Иоанн нигде не использует слово крест и распятие кроме одной главы — 19-й. Стоит внимательно её вам дома прочитать. Потому что это апофеоз всей жизни Иисуса.

Увидев Иисуса, главные священники и стражники храма закричали: «Распни Его! Распни Его!» Пилат сказал: «Вы сами должны Его распять! Я не могу найти в Нём никакой вины». Иудейские предводители ответили: «У нас есть закон, согласно которому Он должен умереть, потому что утверждает, что Он — Сын Божий!» Услышав это, Пилат сильно испугался. Возвратившись к себе во дворец, он спросил Иисуса: «Откуда Ты родом?» Но Иисус ничего ему не ответил. Тогда Пилат сказал: «Ты что, отказываешься разговаривать со мной? Ты ведь знаешь, что в моей власти отпустить Тебя и в моей власти распять Тебя?» Иисус ответил: «Ты не имел бы никакой власти надо Мной, если бы она не была дана тебе Богом. И потому тот, кто предал Меня тебе, виновен в ещё большем грехе». Услышав эти слова, Пилат попытался найти способ освободить Иисуса, но иудейские предводители закричали: «Если ты освободишь Его, значит ты не друг цезаря. Любой, кто объявляет себя царём, выступает против императора!» (Ин 19:6-12)

Если Иисус пришел чтобы вознести наши грехи на кресте, то даже Пилат, со своей властью не помешает этому. Никто не мог забрать жизнь, а когда Иисус решил отдать — никто не мог остановить Его сделать это. Он смело шел на крест.

«Сейчас же Моя душа исполнена печали. Что сказать Мне? Должен ли Я сказать: „Отец, спаси Меня от того, что должно произойти в этот час?“ Но Я для того и пришёл, чтобы пережить этот час. Отец, прославь имя Своё!» (Ин 12:27-28)

Иисус молился за смелость встретиться не римскими солдатами, которые распнут Его. Его не тревожила позорная смерть, раздетым вывешенным на кресте. Его тревожила куда более страшная встреча — с нашими грехами. Он родился ради этого часа.

Распятие

После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. (Ин 19:28-29)

Διψάω — жаждать.

Мы уже встречались с этом словом Διψάω.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Мат 5:6)

Римский солдат понял его, как «Я хочу пить» и поднес ему губку смоченную кислым вином. Но Иисус не о жажде беспокоился. И уж точно Он не умер бы от жажды. Иначе бы Его лишили жизни войны, распинавшие Его. Но Он говорил, что жаждет исполнить то, ради чего пришел на Землю. Исполнить волю Бога. Примирить людей с Богом посредством креста.

Крест — это 36-72 часа казни. Люди умирали в агонии, от удушья. От чего умер Иисус? Если от обычного итога казни на кресте, то как же Его слова:

«Никто не отнимает её у Меня, но Я сам отдаю её по собственной воле, имею власть отдать Свою жизнь»? (Иоан 10:17).

Выглядело, что Его распяли римские войны, по велению толпы. А на самом деле Христос позволил им распять себя, чтобы понести грех людей. Его распяли среди разбойников. Кто отнял жизнь у разбойников? Пилат и солдат, который перебил ноги, и не имея возможности приподниматься и вздыхать — человек задыхался. Но когда он подошел к Иисусу, в этом не было необходимости. Любой казненный был бы рад закончить мучения быстрее — да не мог. Зависел от своего здоровья или от солдат, которые могли убыстрить смерть.

Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. (Ин 19:30)

Пилат удивляется, когда пришли за телом. (Мр. 15:44) Как это? Ведь обычно казнь длится гораздо дольше. Он подзывает центуриона и спрашивает: «Это правда?» Да, правда.

Иисус умер — когда был сам к этому готов.

Его убил не Пилат, не солдат, не фарисеи. Он сам отдал свою жизнь, когда взял по своей воле вину людей — Его сердце не выдержало и разорвалось. Иисус умер не от потери крови, не от жестокого бичевания, не от гвоздей, а от того, что не выдержало сердце.

«Боже мой , почему ты оставил меня» — эта фраза показывает боль сердца, взявшего на себя грех.

  • Крест показывает насколько ужасен грех людей. Мой грех, твой грех.
  • Крест показывает на сколько Иисус покорен Богу.
  • Крест показывает на сколько Бог любит нас.

«СВЕРШИЛОСЬ» — он принял то, ради чего пришел. Сердце рвется — наступает смерть. Иисус сам выбрал место и время, и как Он отдаст своюжизнь.

При раскопках древних городов находят долговые расписки — где написаноэто слово. «Свершилось» — долг уплачен.

Крест Иисуса — это не форма, о которой нужно спорить. Крест — это не святыня, которой нужно обладать. Крест  Иисуса — это победа Бога над грехом, это Слава Бога, явление Его любви человечеству. Люди думали, что это казнь позорная — а это была Слава Бога.

Всё творение ожидало этого дня, примирения человека с Богом. Дня, которого ждал Творец.

Его безупречная жизнь стала жертвой, приемлемой по Закону Божьему.

Его любовь к нам совершенна, поэтому ничья другая жертва не охватила бы всех нас без исключения.

Крест. Какой смысл обладать им на груди и не обладать им в груди? Если нет благодарности Богу, выраженной в вере и соответствующей жизни? Будет ли нам стыдно за греховную жизнь зная, что прошел Иисус ради искупления наших грехов?

Христианство — это не просто нравственное учение (не делай то, делай то), но это — искупление человека. Это вера в историческую личность Иисуса, как в Сына Бога, умершего на кресте, понесшего на Себе наши грехи и заплатившего за наши беззакония. Он был похоронен и воскрес на третий день, и этим доказал, что Он истинный Сын Божий.

Итак, что для нас сегодня крест Христа? Это не золото, не артефакт, не амулет, не предмет для торговли.

Место, где встретилась любовь Бога к тебе, явленная в выборе Христа взять на себя нашу вину. Время, которого ждал Христос, чтобы примирить людей с Отцом. Это мост между небесами и землей. Это — Слава Бога и свет миру. Как нам с этим жить? Принять с верою, что это наше приношение Богу, иметь скромность о себе. Благодарность, явленная в ученичестве.

Крест Иисуса меняет, преображает людей.

После этого Иосиф из Аримафеи, который был учеником Иисуса, но из страха перед иудейскими предводителями хранил это в секрете, попросил Пилата, чтобы ему позволили снять тело Иисуса. Пилат разрешил ему сделать это, и тогда Иосиф пошёл, и снял тело. С ним пошёл и Никодим, который раньше приходил к Иисусу ночью. (Ин 19:38-42)

Они похоронили Иисуса, а не апостолы. Никодим и Иосиф — тайные последователи, после креста смело проявили свою веру, уважение и почтение Иисусу, не боясь разделить позор Христа. В то время как Его явные последователи прятались дома. Крест в явном — проявляет истину, а в тайном — дает силу проявиться.

Виталий Логунов

Опубликовано 19 мая 2018 г.

Другие библейские уроки