Учение Христа о финансах



Деньги — одна из наиболее часто упоминаемых тем в Библии. Большинство притч или ситуаций, связанных с Иисусом, так или иначе касались денег (таланты, сокровища, Закхей, молодой юноша, монета в рыбе и т.д.)

Тема личных финансов и пожертвований — вопрос праведности

В последней главе Евангелия от Матфея Иисус призывает нас сделать все народы Его учениками и научить их всему, что Он повелел. Мы это и стараемся делать — влиять друг на друга, не просто приходить по воскресеньям на собрание, но быть внимательными друг ко другу, к образу жизни, который мы ведем, к словам которые мы говорим, к молитвам, изучению Библии. У нас даже специальные уроки есть, семинары о том как быть хорошими родителями, супругами и так далее. И было бы странно, если бы мы самую упоминаемую Иисусом тему в Писании вообще не затрагивали. Иисус много говорил и учил о деньгах.

Начнем с начала, то есть с учения Христа о деньгах. Вот, к чему он призывает:

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. (Лук 5:1-11)

Это о доходах. Суть — не нужно переживать. Работать и надеяться на Бога.

Также Иисус учит:

Продавайте имущество и помогайте бедным, заводите себе кошельки, что не знают износа, копите богатство, которое не оскудеет, — на небесах, куда вор не доберется и где моль не съест. Потому что где ваше богатство, там будет и сердце ваше. (Лук.12:33,34)

Вот Его учение. Он призывает конвертировать деньги в добрые дела, собирать сокровища на небесах. И следить за своими сердцами — какое место деньги и имущество занимают в нашем сердце. Это важно, потому что деньги и имущество легко могут стать идолом.

Человеку свойственно и это естественно улучшать условия своей жизни.

Мы не стесняемся спрашивать учеников об их чистоте, отношениях с Богом, браке, воспитании детей, миссии, потому что от этого напрямую зависит их праведность. Не стоит мистифицировать и вопрос финансов. Тема обращения с деньгами также касается праведности человека, и нам не нужно стесняться об этом говорить.

Это не значит, что всем нужно знать кто сколько денег получает, потому что это может вызывать зависть, будем искушены сравнивать и либо превозноситься, либо завидовать. Но такие вопросы должны звучать: как ваш семейный бюджет? хватает ли вам на жизнь? получается ли откладывать? как со сбором? как с особенным сбором? как вы тратите? как сейчас твое сердце по отношению к деньгам?

Много хлеба [бывает] и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка. (Прит.13:24)

Не у всех естественным образом получается мудро обращаться с деньгами. Бог дал нам церковь в том числе для того, чтобы мы помогли друг другу жить счастливо и мудро распоряжаться теми ресурсами, которые у нас есть. Если мы учимся друг у друга служить Богу, иметь хорошие браки и воспитывать детей, здорово также учиться хорошо иметь дело с финансами.

Об этом нужно говорить! Десятина и особенные пожертвования — личная ответственность каждого ученика.

Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? (Малахия 3:8-10)

Поклонение Богу нашими финансами — часть наших взаимоотношений с Ним. Наравне с молитвой и изучением Библии, то как мы обращаемся с деньгами, показывает наше отношение к Богу. Очень важно иметь в сердце отношение «управляющего». Мы не являемся собственниками своего имущества, мы лишь распоряжаемся им во славу Бога.

Бог серьезен о десятине и приношениях. Если мы не показываем Ему свое поклонение в финансах, Он воспринимает это как кражу. Несмотря на то, что Новый Завет не говорит напрямую о десятине, Иисус упоминает, что этого не стоит «оставлять» (Матф.23:23). Кроме того, в первой церкви мы видим даже более высокий стандарт, где ученики продают свои имения (Деяния 2:45).

В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. (1Кор 16:2)

Вот как в Новом Завете апостол Павел учит относиться к пожертвованиям. Состояние и доход у всех разный, но жертвовать Богу — личная ответственность каждого без исключений.

Деньги — зло?

Мы в самом начале прочитали отрывок, где Иисус призывает продавать свое имущество. В книге Деяний мы видим это в начале церкви, что христиане продавали и приносили. Но в более поздних посланиях для нас становится очевидно, что все-таки в церкви есть бедные и богатые. И Павел призывает одних к одному, других к другому.

ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. (1Тим.6:10)

Вопреки расхожему мнению, зло — не сами деньги, а любовь к ним. По своей природе деньги нейтральны — это средство приобретения материальных благ. Они могут быть использованы как для плохих дел, так и для хороших.

Некоторые люди ошибочно считают, что быть богатым и иметь много денег — грех. На самом деле в Библии мы видим множество примеров богатых и праведных людей, которые активно служили Богу своим имением (Авраам, Иов, Давид, Соломон, Закхей и другие).

Разделить всем поровну — не план Бога. Мы видим, что Он дает каждому по способностям и ожидает скромности как от дающего, так и от принимающего помощь.

Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. (1 Тимофею 6:17-19)

Когда у всех все поровну, никто никому не нужен. Совершенный план Бога в том, чтобы через несовершенных людей влиять на других таких же.

Богатым нужно учиться быть щедрыми. Ты понимаешь часть божьего характера — быть щедрым. Расточает благодать.

Бедным нужно учиться быть скромными. «Просите и дано будет вам». Иисус учит просить. Это позиция человека перед Богом. Через бедность ты учишься полагаться не на свое имущество, но на Бога, и Ему это нравится — у Него есть где Себя проявлять. Сила в слабости.

Сколько нужно зарабатывать?

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. (Рим.13:8)

Писание явно говорит о том, что нам нужно стремиться к тому, чтобы ни от кого не зависеть в своих повседневных нуждах. Более того, в нашем бюджете должно быть место для материальной помощи людям, находящимся в нужде (Ефесянам 4:28). Понятно, что бывают ситуации, где нет другого выхода, кроме как взять в долг. Но нам нужно быть уверенными, что это насущные нужды. Нам нужно стараться всячески избавляться от любых долгов, если они есть, и не создавать новых.

и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались. (1Фесс.4:11,12)

Мы верим, что Иисус призывает нас быть примером и источником света для людей вокруг. Подобным образом, церковь должна быть известна тем, как мы обращаемся с деньгами. Порядок в личных финансах и отсутствие долгов могут стать отличной проповедью как для наших близких, так и для новых знакомых.

Управлять большим имуществом, быть предпринимателем — это дар. Но хорошо управлять личным бюджетом или бюджетом семьи — это наша ответственность научиться этому.

Кроме того, Писание призывает нас обличать людей, которые не хотят работать и пытаются жить за счет других. Такое поведение апостол Павел называет бесчинством (2 Фессалоникийцам 3:10-14). Если человек отказывается менять подобный греховный образ жизни, он не может быть частью сообщества верующих.

Желание Бога в том, чтобы мы трудились. Работа — это Его благословение, данное нам, для того, чтобы наша жизнь была полной и мы чувствовали себя реализованными и удовлетворенными (Екклесиаст 9:9-10).

Как расходуются финансы церкви?

Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов. (Деян.4:34-37)

Ученики в первой церкви приносили свои пожертвования апостолам и доверяли, что те мудро распределят эти средства. В современной церкви ответственность за распределение десятин и пожертвований ложится на руководство поместной церкви. При этом мы понимаем, что наши жертвы мы приносим не конкретным людям, а Богу.

Когда человек говорит: «Я не отдаю десятину, потому что не доверяю лидерству. Лучше я сам решу как потратить, а не какие-то люди, которым я не доверяю», это говорит о недоверии Богу, потому что это Он ставит конкретных людей распределять эти средства. (Ефесянам 4:11-12) Также, перед Богом эти люди будут нести ответственность за то, как они эти средства распределяли.

остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми. (2 Кор.8:20,21)

Руководство церкви несет ответственность перед Богом за распределение финансов церкви, а также дорожит чистой совестью не только перед церковью, но и перед внешними людьми.

Мы в последнее время делали отчеты об особенных пожертвованиях, в этом году мы постараемся сделать отчет о расходовании вообще всех средств. Абсолютные значения мы на называем из соображений безопасности, а также для того чтобы ни у кого не было искушений осуждать или завидовать. Все асболютные значения известны главному бухгалтеру, финансовому комитету. Мы регулярно встречаемся и обсуждаем. Например, в этом году нам удалось договориться о снижении ставки арендной платы на следующий год.

1. Финансы и пожертвования — вопрос нашей праведности и отношений с Богом, об этом нужно говорить.

2. Десятина и особенные пожертвования — личная ответственность каждого из нас. Нет исключений.

3. Деньги — не зло. Зло — это любовь к деньгам. Они нейтральны.

4. Нам нужно зарабатывать столько, чтобы как минимум самостоятельно обеспечивать свои нужды. Работа — это благословение от Бога и наша часть!

5. Отвественность за финансы церкви лежит на оплачиваемых служителях, которые любят Бога и церковь. Бог с них спросит за это.

Итак, отношение к деньгам — важный показатель наших отношений с Богом. И нам важно помочь каждому ученику в нашей группе быть праведным в этом и иметь правильное отношение.

Это тема к которой нужно периодически возвращаться на встречах малых групп.

Практические моменты:

— Посвятите одну из встреч малой группе обсуждению финансов.

Спросите у кого как получается с деньгами, предложите свою помощь в планировании бюджета. Если помощь нужна вам, обратитесь к ученикам, у которых это хорошо получается. Обсудите также как ученики готовятся к особенному сбору.

— Лучше всего вдохновлять людей откладывать сбор сразу, как получают доход. (Прит.3:9,10) Начатки прибытков. Если откладывать это на потом, часто в конце месяца на сбор не хватает.

— Безналичные пожертвования в церковь являются основанием для получения налоговых вычетов, с помощью которых можно проще накопить особенный сбор или закрыть какую-то нужду! Кроме того, они предпочтительнее для бухгалтерии, так как средства поступают непосредственно на расчетный счет.

— Накопления это нормально! Вдохновляйте учеников иметь фонд для чрезвычайных ситуаций (Екклесиаст 11:2)

Александр Соловьев

Опубликовано 24 июня 2018 г.

Другие библейские уроки