Руфь. Решения определяют судьбу

(Краткий конспект)

Книга Руфь. Времена Судей, правление Гедеона, «не было царя в Израиле...»

Пример людей глубоко верующих в то, что Бог все контролирует в этом мире.

Бог участвует и вмешивается в обстоятельства нашей жизни.

Наши решения определяют нашу судьбу!

Кризис

И встала она со снохами своими и пошла обратно с полей Моавитских, ибо услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб. И вышла она из того места, в котором жила, и обе снохи ее с нею. Когда они шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую, Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною! да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И поцеловала их. Но они подняли вопль и плакали и сказали: нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему. Ноеминь же сказала: возвратитесь, дочери мои; зачем вам идти со мною? Разве еще есть у меня сыновья в моем чреве, которые были бы вам мужьями? Возвратитесь, дочери мои, пойдите, ибо я уже стара, чтоб быть замужем. Да если б я и сказала: «есть мне еще надежда», и даже если бы я сию же ночь была с мужем и потом родила сыновей,- то можно ли вам ждать, пока они выросли бы? можно ли вам медлить и не выходить замуж? Нет, дочери мои, я весьма сокрушаюсь о вас, ибо рука Господня постигла меня. Они подняли вопль и опять стали плакать. И Орфа простилась со свекровью своею [и возвратилась к народу своему], а Руфь осталась с нею. [Ноеминь] сказала [Руфи]: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею. Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою. [Ноеминь,] видя, что она твердо решилась идти с нею, перестала уговаривать ее. (Руфь 1:6-18)

Элимелех «Боже мой, царь»

Нооми «справедливый или приятный»

Махлон «быть больным»

Килион «хрупкость, смертность»

Зловещие имена, указывающие на усиление кризиса, чтобы нанести ущерб Нооми.

Жизнь в Вифлееме «дом хлеба», но там нет хлеба.

Мой Бог — царь, его жена и дети отправляются в другую землю.

Бог мой, царь, умирает. Сыны берут моавитских жен. Живут около десяти лет, затем оба умирают.

Что будет с женщиной в патриархальном обществе, когда умерли бы все члены ее семьи?

Мужья умирают в Моаве. Нооми предоставляет снохам выбор. Орп’а оставляет её, а Руфь остается.

חֶסֶד kheh’-sed (хэсэд)

Преданность, верность, лояльность, милость или доброта (как следствие преданности или верности), милосердие. Данное слово является широким по своему значению, оно описывает правильные взаимоотношения, которые должны быть между личностями (между людьми или между человеком и Богом), связанным взаимным союзом или заветом, или каким либо-другим образом. Это слово включает в себя как значение доброты и милости, так и значение преданности и верности и, в зависимости от контекста, подчёркивает тот или другой оттенок значений. Например, в Быт 21:23 данное слово противопоставляется обману, вероломству, несправедливости, но в Пс. 108:16 — притеснению бедных и нищих. Данное слово встречается в Ветхом Завете 245 раз.

Луч надежды

Она пала на лице свое и поклонилась до земли и сказала ему: чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я и чужеземка? Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня; да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами! Она сказала: да буду я в милости пред очами твоими, господин мой! Ты утешил меня и говорил по сердцу рабы твоей, между тем как я не стою ни одной из рабынь твоих. (Руфь 2:10-13)

Господь, под чьими крылами ты решила укрыться...

И сказала Ноеминь снохе своей: благословен он от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых! И сказала ей Ноеминь: человек этот близок к нам; он из наших родственников. (Руфь 2:20)

Родственник — заступники искупитель из бедности и от несправедливости.

[Руфь] сказала ей: сделаю все, что ты сказала мне.(Руфь 3:5)

Послушалась во всем Нооми. Левиратный закон.

И сказал [ей Вооз]: кто ты? Она сказала: я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник. (Руфь 3:9)

Возьми рабу твою под крыло!

И взял Вооз Руфь, и она сделалась его женою. И вошел он к ней, и Господь дал ей беременность, и она родила сына. И говорили женщины Ноемини: благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле! И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою.
Соседки нарекли ему имя и говорили: «у Ноемини родился сын», и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова. (Руфь 4:13-14,16-17)

Открыто и честно говорит с другим родственником о своих намерениях.

Бог благословляет чистых сердцем!

Эта история ḥesed имела первостепенное значение, поскольку ее результат, ее факт, заключался в сохранении семейной линии, которая вела от Фареца через Вооза и Оведа до Давида.

Рождение Оведа не только восстановило Нооми до жизни и полноты, но и привело потом два поколения к Давиду. Этот результат выражает значимость истории, поскольку разрешения имеет смысл в силу всего того, что сын Руфь и Вооз предназначался для Нооми (и Руфь), а также благодаря тому, что он обеспечивал целостную связь в семейной линии, которая привело к Дэвиду.

Христос и Церковь

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. (Ефес.5:25-31)

зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас (1 Петра 1:18-20)

Христос — наш Искупитель.

Наши решения определяют нашу судьбу!

Юрий Соколкин

Опубликовано 18 ноября 2018 г.

Другие библейские уроки