Самый лучший отец — новый взгляд на притчу о блудном сыне




Вся 15 глава Евангилия от Луки — это притчи Иисуса о потери и нахождении, о возвращении ценности и отношений.

Эта история о нас. Представьте себе эту картину:

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лук.15:11-32)

Чем дальше родственники — тем роднее. С какой радостью сын шёл от дома, осознавая, что получил от отца то, что хотел. Теперь свободен от отца, от работы. Теперь он может делать то, что ему хочется и реализовывать себя во всех возможностях. Увы, ненадолго. Всё кончается: и деньги, и бравада, и еда...

Итог — рабство. Он продал себя. Готов был есть корм свиней. В этот момент сын задумался. Он предъявил права на наследство. Это позор, который в городе будут долго помнить.

Невоспитанный сын — понятно. Но почему отец так себя ведёт? Почему не кинулся искать его? Почему не спешит накормить его в нищите? Он просто ждёт — его сын должен прийти в себя. Отец не бежит искать. Он ждёт его, всматриваясь в даль... Работая в поле, разгибал спину и всматривался вдаль: не идёт ли мой сын?

И вот чудо — отец увидел сына и бежит к нему. Как думал сын? Он репетирует как отче наш — прости, прости...

Что он думал, когда отец бежал навстречу ему? Будет ли на него обрушен гнев? Но отец не слушает и бросается ему на шею. И долго не отпускает его. Он сжал его так, что сын не смог закончить свою отрепетированную речь. Отцу не нужны объяснения. Только радость.

В те времена позор не только бегать, но и оголять ноги. Поскорее восстановите его в правах! Он ушел, как непокорный сын и вернулся, как скромный сын. (Рабы не носили обувь, перстень.)

Все слуги и старший сын вернулись с поля. Ого! Что же теперь отец сделает с наглецом? Никто не заходит в дом? Шум стоит! Может там бойня, крики!?! Но — это пир. Как пир? Как это возможно? А где расплата за дерзость и глупость!?

Что не так с отцом? Что не так с старшим сыном?

Ключевая мысль — желание отца приобрести сына, который имеет отношения, основанные на любви.

Раньше: младший видел отца, как спонсора его желаний. Старший — как бригадира в поле. Хозяина. Они жили в доме, но не чувствовали себя дома, не понимали отцовской любви. И тот, и другой другой произносят слово «слуга». Только один хотел им стать, а другой ненавидит это состояние.

а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. (Лук. 15:30)

Откуда он знал? Может он сам так бы прожил? Может младший осуществил мечты старшего. Он телом в доме, а сердцем далеко с блудницами. А чем он лучше тогда?

Отец позволил сыну испить чашу независимости. Когда понял ушедший сын сердце отца? Не в доме, а в сломленности. На дне. Отец хотел не послушания, а сердца. Он не манипулировал. То, что могло быть понятно как слабость отца, в итоге была силой его любви.

Он бежал, так как не хотел, чтобы сын ни секунды мучился от страдания. Главное он понял, он вернулся.

Богу не интересны услуги, которые вы можете предложить ему, жертвы и т.д. Он хочет, чтобы вы знали, как крепко Он любит вас. И надеется, что вы полюбите Его в ответ.

В какой момент этой истории, сын был любим отцом более всего?

Нет такого места, когда больше или меньше. Всегда.

Он любил сына всегда одинаково, а вот сын чувствовал любовь отца по-разному.

  • Ушел.
  • Довел свой счёт в банке до нуля.
  • Репетировал речь о своём рабстве.

За столом на пире почувствовал любовь? Но ведь так было всегда.

Когда мы беспокоимся, что Бог потребует от нас невозможной жертвы, мы чувствуем себя недостаточно любимыми.

Что мы делаем тогда? Предаемся греху, тревожимся и опасается обстоятельств, пытаемся заслужить Божью благосклонность, бросаем я в религиозность и слепое следование традициям?

А у старшего брата протест. Будучи сыном он навязал себе роль слуги и каждая просьба отца стала обязанностью. Если младший сын символизирует тех, кто удаляется утолить свои желания, то старший — тех, кто всеми силами пытается произвести впечатление на Бога. У него мышление рабов. Они не познаются глубину любви. Стоит и до сих пор определяется.

Многие живут и тогда, и сегодня. Что вам мешает? Бунт против религии или сама религия — результат одинаков. Бога нет в вашей жизни. Это случилось с тем, кто ушёл из церкви? Или происходит, каждый день в нашей жизни? Мы выбираем, как себя вести. Взять все в свои руки или быть «рабом», без отношений с Богом...

2 сына. И оба не поняли любовь. Кого здесь не хватает? Послушного сына. Правильного примера. Это Тот, Кто рассказывает эту притчу.

Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. (Матфея 11:27)

Какой ты сын (дочь)?

Тот, кто прячется за выполнением религиозных обрядах, мелких религиозных привычек (посещать, почитать, поговорить) и при этом, сердце далеко за пределами и дома?

Или ты тот, кто бессовестно проживает свою жизнь, имения, в грехах, в удовольствии, в погоне за трендом?

Или ты как Христос, свободен в служении и ответственен в любви. Ты выбираешь отношения с Отцом, как самое ценное, что есть у тебя.

«Пришед в себя» — вот как видит Бог. Мы не в себе. Мы находим себя только во Христе. В том, кто говорит нам эту историю. Он видел это миллионы раз, одно и тоже с каждым человеком. Он собрал все эти истории и рассказал, как это выглядит со стороны.

Наш ответ — строить глубокие отношения с Богом. Познать Его любовь, Его волю. Жить в Его доме, под Его водительством и Его любовью. Наш ответ — это не довольствоваться тем, что когда-то мы принесли что-то в жертву, когда-то совершили подвиг веры, когда-то был солью и светом для этого мира, а сегодня являть миру живые отношения с Богом, ученичество и жертву.

Виталий Логунов

Опубликовано 9 декабря 2018 г.

Другие библейские уроки