Крест Христа

Прочитайте статью, в которой дан взгляд на смерть Христа с медицинской точки зрения. Это поможет узнать о страданиях Христа, и увидеть их с личной точки зрения.

Описание смерти Христа с точки зрения медицины

С. Труэн Дэвис, М. М., М. Н. (Перепечатка их журнала Аризона Мэдисин, март 1965 г.)

В этой статье я хочу обсудить некоторые физические аспекты страстей, или страданий Иисуса Христа. Мы проследим его путь из Гефсиманского сада на суд, затем после его бичевания, шествие на Голгофу и в конце концов его последние часы на кресте...

То есть истязания и лишения жизни человека пригвождённым его к кресту. По всей видимости, первое известное в истории распятие совершили персы. Александр Македонский и его военачальники возобновили эту практику в странах средиземноморья — от Египта до Карфагена. Римляне переняли это у карфагенян и быстро, как и все, что они делали, превратили в эффективный способ казни. Об этом пишут некоторые римские авторы (Ливий, Цицерон, Тацит). Некоторые нововведения и изменения описываются в древне исторической литературе. Я упомяну только некоторые из них, имеющие отношение к нашей теме. Вертикальная часть креста, иначе ножка, может иметь горизонтальную часть, иначе древо, расположенную на 0.5 — 1 метра ниже вершины — как раз такую форму креста мы считаем сегодня классической (позже такой крест был назван латинским). Однако, в те дни, когда наш Господь жил на земле, форма креста была иная (наподобие греческой буквы ‘тау’ или нашей буквы ‘Т’). На этом кресте горизонтальная часть располагалась в выемке на вершине ножки. Существует достаточно много археологических свидетельств того, что Иисус был распят именно на таком кресте.

Вертикальная часть, или ножка, обычно постоянно находилась на месте казни, и осуждённый человек должен был нести древо креста, весившее около 50 килограмм, от тюрьмы до места казни. Без каких-либо исторических или библейских доказательств художники средневековья и эпохи Возрождения изображали Христа несущего целиком весь крест. Многие из этих художников и большинство скульпторов сегодня изображают гвозди вбитыми в ладони Христа. Римская историческая летопись и экспериментальные доказательства говорят о том, что гвозди вбивались между малыми костями запястья, а не в ладони. Гвоздь, вбитый в ладонь, разорвёт её сквозь пальцы под действие веса тела осуждённого. Это ошибочное мнение, возможно, явилось результатом неправильного понимания слов Христа, обращённых к Фоме — «Посмотри на мои руки». Анатомы, как современные, так и древние, всегда считали запястье частью руки.

Небольшую дощечку с надписью, говорящей о преступлении осуждённого обычно несли впереди процессии, а затем прибивали к кресту над головой. Эта табличка вместе с древком, прикреплённым на вершине креста, могла создать впечатление формы, характерной для латинского креста.

Страдания Христа начинаются уже в Гефсиманском саду. Из многих их аспектов, я рассмотрю только один, представляющий физиологический интерес: кровавый пот. Интересно, что Лука, единственный врач среди учеников — единственный, кто упоминает об этом. Он пишет: «И в мучениях ещё усерднее молился Он. И, словно капли крови, падал на землю пот Его.» Современные исследователи использовали все мыслимые попытки, чтобы подыскать объяснения этой фразе, очевидно пребывая в ложной уверенности, что этого не может быть.

Многих напрасных усилий можно было бы избежать, обратившись к медицинской литературе. Описание явления гематидроса, или кровяного пота, хотя и очень редко, но встречается в литературе. Во время большого эмоционального напряжения мельчайшие капилляры в потовыделяющих железах разрываются, что приводит к смешиванию крови и пота. Одно лишь это могло вызвать у человека состояние сильной слабости и возможно, шока. Мы опускаем здесь места, связанные с предательством и арестом. Должен подчеркнуть, что важные моменты страданий Христа отсутствуют в этой статье. Возможно, это огорчит вас, но это необходимо для того, чтобы следовать нашей цели — рассмотреть только физические аспекты страданий Христа. После ареста ночью Христа привели в Синедрион к первосвященнику Каиафе; здесь ему наносят первую физическую травму, ударяя по лицу за то, что он молчал и не отвечал на вопрос первосвященника. После этого дворцовые стражники надели ему повязку на глаза и издевались над ним, требуя сказать, кто из них плевал на него и бил по лицу.

Утром Христа, избитого, жаждущего и измождённого после бессонной ночи ведут по Иерусалиму в преторию крепости Антония, где находился прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Вам конечно известно, что Пилат попытался переложить ответственность за принятие решения на тетрарха Иудеи Ирода Антипу. Очевидно, что у Ирода Христу не причиняли физических страданий, и он был приведён обратно к Пилату.

И вот затем, уступая крикам толпы, Пилат приказал освободить мятежника Варавву и осудил Христа на бичевание и распятие. Существует много разногласий среди авторитетных ученых относительно вопроса о том, служило ли бичевание прелюдией к распятию. Большинство римских авторов того времени не связывают вместе эти два вида наказания. Многие исследователи считают, что первоначально Пилат приказал бичевать Христа и ограничиться этим, а решение о смертной казни было принято под давлением толпы, утверждающей, что прокуратор не защищает должным образом кесаря от человека, называющим себя Царём Иудейским.

И вот идёт подготовка к бичеванию. С узника срывается одежда и его руки привязываются над головой к столбу. До конца не ясно, пытались ли римляне соблюдать иудейский закон, по которому при бичевании запрещалось наносить более сорока ударов. Фарисеи, всегда следившие за неукоснительным соблюдением закона, настаивали на том, чтобы ударов было тридцать девять, то есть в случае ошибки при счёте закон, тем не менее, не был бы нарушен. Римский легионер приступает к бичеванию. В руках у него плеть, которая представляет собой короткий кнут, состоящий их нескольких тяжёлых кожаных ремней с двумя маленькими свинцовыми шариками на концах.

Тяжелая плеть со всей силой снова и снова опускается на плечи, спину и ноги Христа. В начале тяжёлые ремни рассекают только кожу. Затем они врезаются глубже в подкожную ткань вызывая кровотечение из капилляров и подкожных вен, и наконец, приводя к разрыву кровеносных сосудов в мышечной ткани.

Маленькие свинцовые шарики сначала образуют большие и глубокие кровоподтеки, которые при повторных ударах разрываются. Под конец этой пытки кожа на спине свисает длинными клочьями, и все это место превращается в сплошное кровавое месиво. Когда руководящий этой экзекуцией сотник видит, что узник близок к смерти, бичевание наконец прекращается.

Христу, находящемуся в полубессознательном состоянии, развязывают руки, и он падает на камни, залитые кровью. Римские солдаты решают теперь позабавиться над этим провинциальным евреем, заявляющим, что он царь. Они набрасывают на его плечи одежду и дают ему в руки палку в качестве скипетра. Но нужна ещё корона, чтобы завершить эту забаву. Они берут небольшой пучок гибких веток, покрытых длинными шипами (обычно используемых для разведения костра) и сплетают венок, который затем надевают ему на голову. И снова происходит обильное кровотечение, поскольку на голове расположена густая сеть кровеносных сосудов. Наглумившись вдоволь и разбив его лицо, легионеры берут у него трость и бьют его по голове, чтобы терновые шипы ещё глубже врезались в кожу. Устав наконец от этой садистской забавы, они срывают с него одежду. Она прилипла уже к сгусткам крови на ранах и её срывание, так же как и неосторожное снятие хирургической повязки, вызывает мучительную боль почти такую же, как если бы его снова хлестали плетью, и раны начинают кровоточить

Из уважения к еврейской традиции римляне возвращают ему одежду. Тяжёлое древо креста привязывают к его плечам и процессия, состоящая из осуждённого Христа, двух разбойников и отряда римских легионеров, возглавляемых сотником, начинает сове медленное шествие на Голгофу. Несмотря на все усилия Христа идти прямо, ему не удаётся, и он, спотыкаясь, падает, так как деревянный крест слишком тяжёл, и было потеряно много крови. Грубая поверхность дерева раздирает кожу на плечах. Иисус пытается встать, но силы оставляют его. Сотник проявляя нетерпение, заставляет некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, взять и нести крест вместо Иисуса, который в холодном поту и теряя много крови пытается идти сам. Путь длиной около 600 метров от крепости Антония до Голгофы наконец завершён. С узника снова срывают одежду, оставляя только набедренную повязку, что позволялось евреям.

Начинается распятие, и Христу предлагают выпить вино, смешанное с миррисом — слабо анестезирующую смесь. Он отказывается от неё. Симону приказывают положить крест на землю и затем быстро кладут Христа спиной на крест. Легионер проявляет некоторое замешательство перед тем, как вбить тяжёлый квадратный кованый гвоздь в запястье руки и пригвоздить её к кресту. Он быстро проделывает то же самое с другой рукой, стараясь не тянуть её слишком сильно, чтобы дать некоторую свободу в движениях. Древо креста затем поднимается и водружается на вершине ножки креста, после чего прибивается табличка с надписью: «ИИСУС НАЗАРЕТЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ».

Левую ступню прижимают сверху к правой пальцами вниз и вбивают гвоздь в подъём ступней, оставляя колени слегка согнутыми. Распятие жертвы завершено. Его тело повисает на гвоздях, вбитых в запястья, что вызывает мучительную, нестерпимую боль, которая отдаёт в пальцы и пронзает всю руку и мозг -гвоздь, вбитый в запястье, давит на средний нерв. Пытаясь уменьшить нестерпимую боль, он приподнимается, перенося вес своего тела на ноги, прибитые гвоздем к кресту. И вновь жгучая боль пронзает нервные окончания, расположенные между плюсневыми костями ступни.

В этот момент происходит ещё одно явление. По мере того, как накапливается усталость в руках, волны судорог проходят по мышцам, оставляя за собой узлы неослабевающей пульсирующей боли. И эти судороги лишают его возможности приподнять своё тело. Из-за того, что тело полностью повисло на руках, грудные мышцы парализованы, а межреберные мышцы не могу сокращаться. Воздух можно вдохнуть, но нельзя выдохнуть. Иисус изо всех сил пытается подняться на руках, чтобы сделать хотя бы маленький глоток воздуха. В результате накопления углекислого газа в лёгких и крови судороги частично ослабевают и появляется возможность приподняться и сделать выдох, чтобы затем получить спасительный глоток воздуха. Несомненно, именно в этот период времени он произносит семь фраз, которые приведены в Святом Писании:

Первую фразу он произносит, когда смотрит на римских солдат, деливших его одежду, бросая жребий: «Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят». Вторую, когда обращается к раскаивающемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со мной в раю». Третью, когда видит в поле свою мать и убитого горем юного апостола Иоанна: «Женщина, вот сын твой» и «Вот мать твоя». Четвёртую, являющуюся вторым стихом 21 Псалма: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?»

Проходят часы непрекращающихся мук, судороги пронзают его тело, возникают приступы удушья, жгучей болью отдаётся каждое движение когда он пытается приподняться, так как рана на спине вновь раздирается о поверхность креста. После этого следует другая агония: сильная сдавливающая боль возникает в груди из-за того, что кровяная сыворотка медленно заполняет околосердечное пространство, сжимая сердце. Вспомним слова из 21-го Псалма 15: «Я пролился, как вода; все жидкости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.» Всё почти кончено — потеря жидкости достигла критической точки — сдавленное сердце всё ещё пытается перекачивать густую и вязкую кровь через сосуды, измученные лёгкие делают отчаянную попытку втянуть хоть немного воздуха. Чрезмерное обезвоживание тканей приносит мучительные страдания.

Иисус издаёт крик: «Меня мучает жажда!» — это его пятая фраза. Вспомним другой стих из пророческого 21-го Псалма: «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свёл меня к персти смертной.»

Губка, смоченная в дешёвом кислом вине Поска, которое было в ходу у римских легионеров, подносится к его губам. Он, видимо, ничего не пил. Страдания Христа достигают крайней точки, он чувствует холодное дыхание приближающейся смерти. И он произносит свою шестую фразу, которая не является всего лишь причитанием в предсмертной жизни: «Свершилось!» Его миссия искупления грехов человеческих завершена, и он может принять смерть. Ещё одно последнее усилие, он снова упирается разбитыми ступнями ног, выпрямляет колени, делает вдох и произносит свою седьмую и последнюю фразу: «Отец, в Твои руки передаю дух Мой!»

Остальное известно. Не желая омрачать субботу перед Пасхой, евреи попросили о том, чтобы казнённых сняли с крестов. Обычным методом, используемым для завершения казни через распятие, было перебивание костей голени. Тогда жертва не сможет больше приподниматься на ногах, и в следствии большого напряжения в мышцах груди наступает быстрое удушье. Ноги у двух разбойников были перебиты, но когда солдаты подошли к Иисусу, то увидели, что в этом уже нет необходимости, и таким образом сбылось Писание: «Кость его да не сокрушится». Один из воинов, желая убедиться в том, что Христос умер, пронзил его тело в области пятого межрёберья по направлению к сердцу. В Евангелии от Иоанна 19:34 говорится: «и тотчас кровь и вода хлынули из раны.» Это говорит о том, что вода вышла из объёма вокруг сердца, а кровь — из пронзённого сердца. Таким образом, у нас есть достаточно убедительные посмертные доказательства того, что наш Господь умер не обычной при распятии смертью — от удушья, но от сердечной недостаточности вследствие шока и сдавливания сердца жидкостью в перикардии.

Итак, мы увидели то зло, на которое способен человек по отношению к другому человеку — и к Богу. Это весьма неприглядная картина, которая производит угнетающее впечатление. Как же благодарны мы должны быть Богу за Его милосердие к человеку — чудо искупления грехов и ожидание пасхального утра!

Духовные страдания Иисуса

В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. (От Марка 15:33-39)

  • Впервые Иисус был отделен от Отца из-за наших грехов.
  • Это показывает нам, насколько плохи и ужасны наши грехи (страдания и разрыв).

Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. (1-e Петра 2:21-22)

Каждый из нас достоин распятия, но не Он. Иисус принес Себя в жертву, заплатив за грехи каждого из нас (в том числе и за твои грехи лично).

Наш ответ

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. (Римлянам 5:6-8)

  • Иисус умер за нас, когда мы оставались бессильными грешниками. В сущности, мы были Его врагами...
  • Это настоящая любовь!

Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. [ст. 20] Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. (2-е Коринфянам 5:14-15, 20-21)

  • Следование за Христом — это ответ на Его любовь.
  • Он умер за нас, мы «умираем для себя», чтобы жить для Него.

Что побудило Иисуса пройти всё это?
Чем ты ответишь Иисусу?

Для домашнего изучения: От Матфея 26:36-27:54, От Марка 14:32-65, 15:1-29, От Луки 22:39-23:47, От Иоанна 16:28-19:30.